Рынок обсуждает условия продления поддержки "зеленой" энергетики в РФ после 2024 г
МОСКВА, 17 окт — ПРАЙМ. Энергорынок РФ в настоящее время активно обсуждает судьбу дальнейшего развития возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в России. Против продления действующих мер поддержки в неизменном виде высказывались как потребители, на которых ложатся повышенные платежи для окупаемости "зеленых" проектов, так и представители традиционной энергетики. Регулятор энергорынков в РФ ассоциация "НП Совет рынка" на организованной ею конференции "Приоритеты рыночной электроэнергетики в России: ВИЭ после 2024 года" предложила продлить поддержку "зеленой" энергетики, но с постепенным переходом от работы в специальных условиях к рыночным. В настоящее время в России действует программа поддержки возобновляемых источников энергии (ВИЭ), в том числе строительства электростанций в рамках договоров предоставления мощности (ДПМ ВИЭ), которые выбираются на конкурсном отборе. Им гарантируется окупаемость инвестиций за счет повышенных платежей потребителей. При этом для отобранных проектов должен быть обеспечен определенный уровень локализации производства оборудования в РФ. Эта программа завершится в 2024 году, и в отрасли идет обсуждение, что будет потом. Министр энергетики Александр Новак говорил в апреле, что в рамках разрабатываемой масштабной программы модернизации российских электростанций стоимостью 3,5 триллиона рублей до 2035 года 405 миллиардов рублей может быть направлено на новую программу поддержки "зеленой" энергетики после 2024 года. Новак тогда пояснял, что еще не ясно, сохранится ли поддержка в нынешнем виде или будут другие меры. На конференции "Совета рынка" участники обсудили возможные подходы к дальнейшему развитию ВИЭ-генерации в России. В частности, энергетики предложили усилить роль государства в поддержке "зеленой" энергетики и определиться с задачами будущего механизма поддержки этой отрасли. Член правления "Совета рынка" Олег Баркин среди недостатков действующего механизма поддержки возобновляемой энергетики отметил дополнительную нагрузку на оптовый энергорынок, отсутствие стимулов для повышения эффективности работы энергооборудования. Также, по его словам, механизм не мотивирует инвесторов искать иные источники финансирования, кроме ДПМ, и не стимулирует развитие экспорта. ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ Партнер Vygon Consulting Алексей Жихарев отметил, что программа поддержки "зеленой" энергетики стала драйвером для создания в России технологичного производства оборудования для ВИЭ, а инвестиции в новую ВИЭ-генерацию внесут значительный вклад в экономический рост России. По оценке Vygon Consulting, в рамках действующей программы совокупные инвестиции в строительство электростанций и производство оборудования для них составят 640 миллиардов рублей, а совокупный платеж потребителей в 2015-2040 годах на оптовом рынке достигнет 1,45 триллиона рублей. Максимальный вклад ВИЭ-индустрии в ВВП России за это время составит 158 миллиардов рублей, прирост будет обеспечиваться, в том числе, после завершения строительства электростанций. По расчетам Vygon Consulting, в 2025-2040 годах при росте цена на газ и уголь на уровне инфляции эффект снижения цен на электроэнергию на оптовом рынке за счет "бесплатной" выработки "зеленой" энергии составит 400 миллиардов рублей. "Доля выработки ВИЭ к 2025 году составит около 1%, не достигнув утвержденной правительством на 2024 года цели в 4,5%… Несмотря на текущее отставание от целевых вводов, вызванное прежде всего валютным кризисом 2014 года, 100% мощностей с высокой вероятностью будут введены до конца 2024 года", — говорится в презентации Жихарева. Программа ДПМ ВИЭ предусматривает строительство около 6 ГВт "зеленых" мощностей до 2024 года. По его словам, прекращение программы поддержки ВИЭ с 2025 года приведет к тому, что большая часть экономического роста нивелируется, не успев структурно изменить ВВП, а реализация экспортного потенциала оборудования для "зеленой" энергетики будет затруднена без устойчивого внутреннего рынка. Говоря о новой программе поддержки ВИЭ, Жихарев отметил, что ключевыми задачами поддержки должны стать развитие отечественного машиностроения в объеме 0,8-1,7 ГВт в год, локализация производства в РФ оборудования для "зеленой" энергетики на уровне около 70%. Также необходимо стимулирование научно-исследовательских (НИР) и опытно-конструкторских работ через обязательное отчисление в специальный фонд НИР и стимулирование экспорта оборудования, возможно, через государственное финансирование и гарантии экспортных поставок. По прогнозу Жихарева, в будущем может быть востребована "зеленая" энергетика в так называемых изолированных энергорайонах страны, например, на Дальнем Востоке, а также микрогенерация в частных домохозяйствах и т.п. СЛОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ Директор по энергетическим рынкам "Системного оператора" (диспетчер Единой энергосистемы России) Андрей Катаев отметил, что при продолжении поддержки ВИЭ необходимо учитывать технологическую интеграцию строящихся "зеленых" электростанций в энергосистему РФ. Прогнозируемость их работы довольно низкая: если ветер перестал дуть или набежали тучи, то солнечные и ветровые станции снижают выработку электроэнергии вплоть до нуля. При этом энергосистеме необходим резерв, чтобы быстро заменить выбывшие объемы электроэнергии. По словам Катаева, возможным решением технологических вопросов могут быть, например, территориальные ограничения для размещения солнечных и ветровых станций. "Либо при реализации следующей программы мы говорим, что нельзя на какой-то из территорий… строить больше чем n мегаватт. Либо мы говорим, это риски участников, они должны сами понимать, что при определенной ситуации они не будут включены (в сеть — ред.)", — заявил Катаев. Замглавы Минэнерго Вячеслав Кравченко отметил, что пока консолидированной позиции по продлению программы поддержки нет. "Необходимо принимать стратегическое решение в части интеграции ВИЭ в энергосистему", — подчеркнул он. НОВЫЕ УСЛОВИЯ Баркин, говоря о подходах к развитию ВИЭ в рыночных условиях, отметил необходимость финансовых и налоговых льгот, реализации потенциала ВИЭ на других сегментах: в изолированных энергорайонах, которые есть например, на Дальнем Востоке, в микрогенерации, а также экспорте энергооборудования. Говоря о возможных подходах к встраиванию ВИЭ в рыночные условия работы, Баркин отметил, что возможен отбор проектов по новому критерию — минимизации удельной стоимости производства электроэнергии (одноставочная цена). Одноставочная цена учитывает инвестиции в строительство электростанции, их возврат с учетом доходности, эксплуатационные затраты, налоги на прибыль и имущество в пересчете на 1 кВт.ч произведенной электроэнергии. Когда показатель одноставочной цены является критерием отбора в конкурсе, то в расчет берется план по производству электроэнергии. "Первое – перейти на "одноставку", и при этом с постепенно снижающимися параметрами…. Мы берем достигнутый в конце программы поддержки 2022-2024 годов некий уровень капитальных и эксплуатационных затрат, пересчитываем в "одноставку" и принимаем ее как начальный предельный уровень, который плавно за 10 лет снижается до рыночного уровня, может быть с небольшим коэффициентом запаса. Тем самым задаем тренд, при котором участники постепенно за 10 лет выходят на реальную конкуренцию и начинают работать в рынке", — пояснил Баркин. По его словам, при отборе проектов строительства ВИЭ-генерации по одноставочной цене будут отбираться наиболее экономически эффективные проекты с более низкой стоимостью 1 кВт.ч. Переход к одноставочной цене позволяет инвестору получить конкурентное преимущество, оптимизируя множество показателей проекта, а не только капитальные затраты, поясняют в "Совете рынка". С победителем такого отбора предлагается заключать ДПМ ВИЭ на 15 лет, который гарантирует долгосрочную одноставочную цену для заявленного годового объема произведенной электроэнергии через доплату по ДПМ ВИЭ разницы между заявленной на отборе ценой и ценой на оптовом энергорынке (в сегменте "на сутки вперед"). При этом цена электроэнергии по ДПМ ВИЭ не корректируется в течение этих 15 лет. Также Баркин обозначил идею наклонной кривой спроса, которая может быть реализована при отборе проектов как по критерии капзатрат, так и по одноставочной цене. При наклонной кривой задается максимальная стоимостная нагрузка от ВИЭ на оптовый энергорынок, а также предельный уровень цены или капзатрат для ВИЭ-генерации. Чем ниже опускается этот предельный уровень цены или каптазтрат, тем больше проектов может быть отобрано на конкурсе. ДОБРОВОЛЬНО ЗА "ЗЕЛЕНОЙ" ЭНЕРГИЕЙ "Совет рынка" также предложил подумать над такой мерой развития ВИЭ в России, как добровольный спрос на "зеленую" электроэнергию. При добровольном спросе потребитель целенаправленно покупает именно "зеленую" энергию, пусть и по более высокой цене, чем у традиционных электростанций. Ежегодно в 75 странах мира добровольно покупается около 500 миллиардов кВт.ч — это больше, чем потребляет Франция, и почти столько же, сколько Германия. "Компании готовы покупать больше, но им не хватает подходящих договорных инструментов и более совершенного регулирования", — говорится в материалах "НП Совет рынка". Для маркировки "зеленой" электроэнергии используются "зеленые" сертификаты. По общепринятой схеме сертификат выдается производителю "зеленой" электроэнергии и подтверждает объем выработки. Потребитель приобретает такой сертификат, оплачивая таким образом энергию от ВИЭ-электростанции. "Мне кажется, в любом случае нужно начинать историю с "зелеными" сертификатами, пусть пока это будет маленький объем, пусть за копейки и даже если это будет небольшой рынок, он будет правильный с точки зрения идеологии", — заявил замглавы Минэнерго РФ Вячеслав Кравченко на конференции. Все озвученные варианты и элементы возможного нового механизма поддержки "зеленой" энергетики в России после 2024 года рассматривается пока на уровне обсуждений. "Наш мозговой штурм назывался, напомню, "ВИЭ: поддержать нельзя оставить без поддержки". Я хочу сказать, что после всех обсуждений, пожалуй, запятую надо ставить после слова поддержать", — резюмировал глава "НП Совета рынка" Максим Быстров.