От Великого Северного пути до Северного Широтного хода

В сентябре 2018 года была подписана концессия по строительству Северного широтного хода. Идея соединить Северный Морской путь в низовье Оби с железной дорогой не нова. Так же как и способы финансирования. Например, геологические изыскания на Полярном Урале проводились ещё в 1900 году. Позже предпринимались новые исследования. Одним из инициаторов строительства железной дороги стал знаменитый художник Александр Борисов. Он предлагал царскому правительству, а потом и советскому проекты и даже нашёл иностранных спонсоров, готовых подписать концессию. Это сейчас слово «концессия» благодаря Ильфу и Петрову вызывает лишь воспоминания о великом комбинаторе Остапе Бендере, а на самом деле, благодаря такому договору была построена первая железнодорожная ветка соединившая Петербург и Царское село. При строительстве Транссиба иностранные инвесторы тоже немало вложились, ведь денег в казне катастрофически не хватало. Как оказалось впоследствии, строительство железных дорог – это высокорентабельная сфера экономики, некоторые дельцы смогли заработать до 500-600 процентов годовых. Но впоследствии, государство недовольное их неэффективным управлением, начало выкупать доли. Интерес к проекту А.А.Борисова проявил владелец крупной норвежской банковской фирмы Эдвард Ганневиг. Но назвать его альтруистом язык не поворачивается. Дело в том, что правительство выделяло различные льготы. Кроме этого, банкир ещё хотел получить концессию на вырубку леса в районе будущей чугунки, 110 тысяч кв.км. Сибирский лес всегда был в цене. Ну и ещё по мелочам, например, добычу алмазов, нефти и других полезных ископаемых, которые будут найдены в районе стройки, не забыли про воркутинский уголь. С группой товарищей они вышли с предложением к Временному Правительству о строительстве Обь-Мурманской железной дороги. По проекту Великий Северный путь должен был надёжно соединить железнодорожной трассой станции Обь и Сорока, Котлас – Петроград и Котлас с Костромой. В феврале 1919г. Совет народных комиссаров, под председательством Ленина, одобрил проект строительства Великого Северного. Этому решению советское правительство предавало большое политическое и экономическое значение. Но концессия не была подписана, официально из-за отсутствия гарантий кредитоспособности Эдварда Ганневика, по другой версии, норвежца обвинили в денежных спекуляциях и слишком больших запросов, он требовал 50 миллионов рублей и прочие преференции. Несмотря на призыв Ленина привлекать частный иностранный капитал, всё заканчивалось одним, как только бизнес становился рентабельным, Советское правительство тут же вставляло палки в колёса концессионерам и в конечном счёте экспроприировало эти предприятия. Правда были случаи, что и выкупали у зарубежных партнёров, но это было скорее исключением из правил. Так что шутки Ильфа и Петрова про концессионеров в какой-то мере были оправданы. На этом проект Великого Северного пути был заморожен. Впрочем, идеи Борисова частично были воплощены, например, построен железнодорожный выход от Котласа до Мурмански, а также на Ленинград через Коношу и Вологду. Построена Печорская железная дорога и так далее. Но вот до Ямала руки так и не дошли. Между прочим, концессия на строительство Великого Северного пути была первой, подписанной новым правительством. Лабытнанги жд станция Второе дыхание проект железнодорожной дороги получил в 1942г., когда по будущей трассе прошли изыскатели. Они составили подробнейший отчёт, даже подсчитали, что экономичнее строить: мост через р.Обь в районе Салехарда, паромную переправу или построить тоннель. К сожалению, работы не были доведены до конца, людей перебросили строить рокаду вдоль Волги, во время Сталинградской битвы. Сразу после Великой Отечественной войны к реализации проекта всё же приступили. Он получила кодовое название 501 и 503 строек и пройти от станции Чум до Лабытнанги, через Обь до Салехарда и далее через Надым до Игарки. Кремлёвские стратеги отлично понимали, что должна быть сухопутная альтернатива Северному морскому пути. Опыт войны показал, несмотря кажущуюся удалённость арктических морей от театра боевых действий, морские караваны были незащищёнными. Были и другие веские причины. Трансарктическую магистраль строили быстро. Уже в конце 1948г. в Лабытнанги пришёл первый поезд. Сейчас мало кто верит, что в Салехарде можно было сесть в вагон и спокойно доехать до Москвы или Надыма. В 1953 г., сразу после смерти Сталина строительство в спешном порядке свернули, построенное законсервировали, надеясь, что экономические доводы окажутся сильнее политических веяний, но увы… А ведь оставалось построить менее 200 километров. Разбитая железная дорога, «501 стройка» В 80-х годах 501-503 стройку публицисты назвали «мёртвой». В это же время интерес к ней снова проснулся. Но исследования показали, ремонтировать здесь уже нечего, дешевле построить заново. А её необходимость доказали открытия громадных залежей газа и нефти. Кстати, о том, что в Западно-Сибирской низменности должны быть углеводородные месторождения доказывал ещё в 30-х гг. академик И.М.Губкин, но ему тогда никто не поверил. И, как ни странно, недостроенная трансполярная магистраль проходила именно по крупнейшим подземным кладовым газа и нефти: Медвежье, Уренгойское, Заполярное. Якобы сам Сталин участвовал в обсуждении маршрута, но тогда об этих месторождениях ещё не знали. Но как бы там ни было, когда сворачивали строительство, то многие доказывали, что она необходима для экономики страны, но сиюминутная политическая воля Кремля, оказалась сильнее здравых доводов специалистов. А сколько бы было сэкономлено сейчас бюджетных денег, как упростилось бы освоение месторождений, можно только догадываться. Несмотря на то, что к концу 80-х гг. о необходимости авто и железной дорог на Ямале говорили много, но жизненные реалии оказались сильнее. Грянувшая перестройка, а потом смутные нулевые заставили отложить реализацию этого глобального проекта на неопределённый срок. Впрочем, о нём не забывали, проводились геологические изыскания, создавались проекты, с высоких трибун произносились речи и давались обещания, но дальше дело не двигалось. Проект моста Салехард-Лабытнанги В последние годы, когда в ЯНАО началось грандиозное освоение газовых промыслов, проект Великого Северного пути, о котором так много говорили и мечтали, и даже приступали к реализации, стал воплощаться в жизнь уже не на словах и бумаге, а в деле. Северный широтный ход соединит Северную и Свердловскую железные дороги в единую арктическую транспортную систему. Разгрузит Свердловскую железную дорогу и Транссибирскую магистраль и даст новую жизнь арктическим регионам страны.

От Великого Северного пути до Северного Широтного хода
© Уральский меридиан