Исследование рынка digital-агентств: рост конкуренции, кадровый голод и маленькая прибыль

Группа компаний Ruward опубликовала результаты комплексного исследования рынка digital-агентств за три квартала 2018 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Более 80% digital-агентств отмечают рост оборота в текущем периоде минимум на 10%. При этом средняя прибыль агентства колеблется на уровне 5-20%, а значительная часть компаний по-прежнему работает в серой зоне с точки зрения уплаты налогов, указывают аналитики. По данным Ruward, на российском digital-рынке действует примерно 10 тысяч агентств с учетом сквозных бюджетов на медиазакупки. Рынок digital-агентств по-прежнему имеет мелко-дисперсный характер: ни одно агентство не имеет даже 1% рынка по оборотам, а подавляющее большинство компаний сегмента можно отнести к микробизнесу, указывают аналитики Ruward. Четверть российскихdigital-агентств имеют оборот 10-20 млн рублей. Более двух третей агентств работают на рынке с коэффициентом overhead менее трех. Это означает, что общая доля фонда оплаты труда(net, на руки) производящих сотрудников в большинстве случаев превышает треть общих расходов компании. Учитывая, что для типового агентства в структуру расходов включаются затраты на фонд оплаты труданепроизводящих сотрудников, условно-постоянные расходы, налоги, собственный маркетинг, норма прибыли среднего игрока агентского digital-рынка остается весьма небольшой и составляет 5-20%, а значительная часть компаний по-прежнему работает в серой зоне с точки зрения уплаты налогов, выяснил Ruward. Втечение последних 2-3 лет снизилось количество вышедших на digital-рынок агентств. Можно выделить две причины такой статистики: Технический фактор. Анализ данных по данному параметру проводится на основе базы данных агентств, заполнивших данные на Руварде. Поэтому с точки зрения процента представленности в базе молодых агентств существует определенная естественная задержка. Вторая причина кроется в уменьшении популярности открытия digital-агентства среди молодых специалистов, как первого собственного бизнеса в карьере. Точка вход на рынок по-прежнему крайне низка, но на нижние сегменты отрасли в последние 3-4 года оказывают серьезное давление SaaS-сервисы автоматизации digital-услуг, которые позволят малому бизнесу решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь в специализированные агентства. Вторым фактором является рост популярности среди молодежи формата стартапов, который зачастую подразумевает хотя бы теоретическую возможность экспоненциального роста бизнеса стартапа, слабо возможную даже в теории в случае бизнеса агентства. Digital-агентства концентрируютсяв Москве и Санкт-Петербурге.Относительно крупные агентства из регионов открывают дополнительные офисы формата sales-house в Москве и Санкт-Петербурге для более тесной коммуникации с федеральными клиентами. При этом крупные же московские агентства открывают дополнительные офисы в регионах для переноса туда производственных мощностей в связи с меньшим кадровым голодом и общим снижением издержек. Около 80% агентств подтверждают кадровый голод на рынке, а также растущую конкуренцию. Ядром рынка до сих пор является веб-продакшены (разработка сайтов, поисковая оптимизация, контекстная реклама и т.д.) - этонаиболее массовый сегмент digital-отрасли. При этом по росту спроса со стороны клиентовлидирует performance-маркетинг. В ТОП-5 растущих услуг также входит новая специализация - заказная разработка решений для IoT (интернет вещей). Более всего падает спрос на коммуникации в Smart TV. В основе методики исследованиялежит проведенный опрос представителей digital-агентств и имеющаяся актуальная информация из онлайн-базы данных агентств Ruward. Результаты исследования сформированы на основе анализа данных около тысячироссийских digital-агентств и продакшенов. По некоторым разделам исследования это число может быть меньше общей заявленной численности респондентов. Объем бюджетов на digital-рекламув России превысил90,5 млрд рублей в первом полугодии 2018 года. Это самый быстрорастущий сегмент на рекламном рынке.

Исследование рынка digital-агентств: рост конкуренции, кадровый голод и маленькая прибыль
© Sostav.ru