Обновились правила оформления в ПФР ухода за пожилыми людьми
Среди всех вариантов оформления ухода за пожилым человеком неизменно лидирует назначение компенсационной выплаты в Пенсионном фонде РФ. Ухаживающий получает небольшую выплату ежемесячно, а главное – стаж, за каждый год которого ему прибавляется к пенсии по 1,8 балла. Это особенно важно, поскольку получателями компенсационной выплаты могут стать только неработающие и при этом трудоспособные граждане. Есть также ряд других условий, чтобы ПФР оформил уход – а выполнение каждого из них нужно подтвердить официальной бумагой. Перечень документов, необходимых для назначения компенсационной выплаты, неоднократно менялся – и вот буквально на днях, 30 октября, Правительство внесло в него очередной ряд корректив. Изменилось правило подтверждения того, что оформляющий уход гражданин является неработающим. Как уже упоминалось, это одно из основных условий для назначения компенсационной выплаты. Раньше для этого требовалось представить трудовую книжку: если она на руках у заявителя и последняя запись в ней – об увольнении, то трудовые отношения явно прекратились. Между тем, правила не учитывали, что человек признается работающим не только, если на него заведена трудовая книжка. Экономические реалии давно изменились и работающим сейчас является занятый по гражданско-правовому договору, а также индивидуальный предприниматель, адвокат, нотариус, единственный участник (учредитель) юридического лица, член производственного кооператива и т.п. В связи с этим в перечне документов, необходимых для назначения компенсационной выплаты, пункт о представлении трудовой книжки будет звучать теперь так: — «документ, подтверждающий факт прекращения ухаживающим лицом работы или иной деятельности». Что это означает? Помимо трудовой книжки статус «неработающий» можно подтвердить и иными документами. Так, если ухаживающий занимался предпринимательской деятельностью, ему потребуется представить свидетельство ФНС о регистрации прекращения статуса ИП и снятии с учета. То же самое касается бывшего адвоката или нотариуса. Если заявитель был единственным учредителем организации (ООО, например), нужна будет справка из налоговой о ликвидации юридического лица. А от бывшего члена производственного кооператива потребуется протокол общего собрания об исключении его из числа участников. При этом в Правилах осуществления компенсационной выплаты сохраняется пункт о том, что ПФР самостоятельно запрашивает сведения о неполучении ухаживающим: — пенсионных выплат, — пособия по безработице, — компенсационной выплаты в ведомственном пенсионном фонде (для военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и т.д.). Поэтому ПФР не вправе требовать соответствующие справки от заявителя, если только он не согласился представить их добровольно. Но документ, подтверждающий факт прекращения трудовой деятельности, не выделен в число необязательных – а это значит, что без него в назначении компенсационной выплаты могут отказать. Таким образом, трудовая книжка либо один из перечисленных выше документов об утрате статуса «работающий» являются обязательными для оформления ухода за нетрудоспособным. В случае приостановления выплаты компенсации (в связи с переездом нетрудоспособного гражданина на новое место жительства) другое управление ПФР вправе снова затребовать документ о прекращении трудовой деятельности ухаживающего – при решении вопроса о восстановлении выплаты.