Премьер-министр Дмитрий Медведев поручил вице-премьерам Юрию Борисову и Максиму Акимову совместно с «Ростехом» и РЖД проработать вопрос о создании в России единой цифровой транспортно-логистической системы на базе АО «Глонасс» (оператора государственной информационной системы «Эра-Глонасс»). Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на ответ Медведева на письмо председателя правления РЖД Олега Белозерова и гендиректора «Ростеха» Сергея Чемезова. На проработку вопроса премьер отвел исполнителям две недели, начиная с 26 октября. Наличие поручения премьера подтвердила представитель Максима Акимова Алия Самигуллина. По ее словам, срок исполнения еще не вышел, «вопрос прорабатывается». Создание единой цифровой транспортно-логистической системы предусмотрено программой «Цифровая экономика», утвержденной правительством в 2017 г. В своем письме на имя Медведева Белозеров и Чемезов предлагали проработать вопрос передачи 50% акций АО «Глонасс» в уставный капитал РЖД и 50% — в собственность «Ростеха». Второй этап развития системы предполагает возможность участия в капитале АО компании РТИТС, которая является оператором государственной системы взимания платы с грузовиков свыше 12 тонн «Платон». Речь идет о приобретении ею на рыночных условиях допэмиссии 25,1% «Глонасс» на рыночных условиях. Собственниками РТИТС на паритетных началах являются сын бизнесмена Аркадия Ротенберга Игорь Ротенберг и «РТ-Инвесту», блокпакетом которого находится у «Ростеха». В «Ростехе», комментируя инициативу, говорят о повышении экономической эффективности и безопасности транспортно-логистического комплекса, а также о реализации транзитного потенциала страны. В качестве целей вхождения в «Глонасс» РЖД и «Ростеха» в письме указываются создание цифровых сервисов по контролю транзита экспортно-импортных грузов, ускорение транзита, а также развитие международного проекта «Один пояс — один путь». Отмечается также, что все грузовые вагоны предполагается оборудовать электронными датчиками, которые заменят осмотрщиков, и ввести систему обязательного страхования грузов как минимум для транзита. На железных дорогах при этом должна быть создана «единая система цифрового контрольного оборудования» для выявления технических и коммерческих неисправностей подвижного состава». Сейчас страхование груза не является обязательным, ответственность за его утрату в размере его стоимости несет РЖД. В рамках программы «Цифровая экономика» Минтранс планирует создать к концу 2019 г. единую цифровую платформу транспортного комплекса. Предполагалось, что в полном объеме она заработает в 2022 г., а ее стоимость составит около 450 млрд руб. В инвестпрограмме РЖД на 2019–2025 гг. на автоматизацию перевозочного процесса предусмотрено 43,1 млрд руб., на обновление оборудования и устройств связи — 19,4 млрд руб., а на единую интеллектуальную систему управления и автоматизацию производственных процессов на железнодорожном транспорте — 3,5 млрд руб. Развивать коммерческие сервисы без бюджетного финансирования «Глонасс» сейчас не может, отмечает собеседник издания на транспортном рынке. «Даже с обязательным внедрением «Эра-Глонасс» на Дальнем Востоке и у российских автопроизводителей возникают проблемы из-за дороговизны установки оборудования и отсутствия собственной сети обслуживания», - говорит он.