Копеечные маршруты Екатеринбурга

Летом 2018 года администрация Екатеринбурга провела конкурс по определению перевозчика на четырех городских маршрутах. В лот вошли маршруты №06 (СТЦ МЕГА – ДМБ №9), №09 (Заречный – Промышленный), №045 (Железнодорожный вокзал – НПЦ Онкология), №63(СТЦ МЕГА – Лесное). Начальная (максимальная) цена контракта составляла 23,2 миллиона рублей. Победителем признано ООО "Авто-Люкс", которому, чтобы выиграть лот в конкурентной борьбе, пришлось заявиться одним рублем. В сентябре и октябре мэрия разыграла еще два лота по четыре маршрута. По ним начальная (максимальная) цена контракта составляла 18,3 миллиона рублей. Первый (маршруты №№4, 08, 33, 018) до 30 июня 2019 года мог добавить перевозчику 18,3 миллиона рублей, второй (№№014, 021, 16, 083) - 27,2 миллиона рублей. В первом конкурсе участвовали 3 компании, которые попросили за победу от копейки до одного рубля. Во втором участников было семь, один из них готов был выплатить в казну 10 тысяч рублей в случае победы, другой заявился с суммой, близкой к начальной (максимальной) цене контракта, - 27,1 миллиона рублей. Как же так "низко пали" перевозчики, которые еще недавно выбивали из мэрии многомиллионные компенсации за провоз льготников? Пообщаться на эту тему с "Уралинформбюро" согласился владелец двух транспортных компаний Юрий Минин. - Юрий Григорьевич, давайте для начала разберемся – что это за деньги, от которых отказываются перевозчики? - Это начальная (максимальная) цена контракта, в которую оценивает услуги перевозчика администрация города. Комитет по транспорту в лице администрации делает расчет, по которому километр маршрута оценивается примерно в 6 рублей. Далее все это умножается на количество машин и объемы работы - таким образом выводится сумма, которую мэрия готова заплатить перевозчику. - Она справедливая? - Смотря для кого. С позиции мэрии она, может, и справедливая, а если по-честному разобраться, то, конечно, несправедливая - усредненная. Есть стоимость проезда, установленная Региональной энергетической комиссией - 28 рублей. Но кто-то оплачивает проезд по "ЕКарте", кто-то платит наличными. Стоимость электронного билета, например, для школьников составляет 23,5 рубля, для студентов - 24,5 рубля, есть и другие тарифы. Вот эта разница между провозимыми по "ЕКарте" и "наличниками" за 28 рублей должна компенсироваться – тогда все будет справедливо. Поэтому многое зависит от маршрута - от того, где он пролегает, и какая категория граждан им пользуется. Если около учебных заведений, то пользуются этой услугой студенты, у них льготный тариф. Если у завода – там другая категория пассажиров, если путь лежит через IKEA, то этим маршрутом пользуются пенсионеры, значит, платить за проезд будут меньше... Экономика разная, поэтому доходность каждого маршрута разная - надо садиться и конкретно по каждому считать. - Насколько получаемая от мэрии сумма позволяет покрывать выпадающие доходы? - Я не знаю, за последние два года еще не получал от города ни копейки. - Сколько у вас маршрутов? - По четырем из них вы должны получить от мэрии рубль? - Да. - При такой арифметике собираемая плата за проезд позволяет работать? - Пока работаем "в ноль"… - Где критическая граница? - Вы ее не найдете. Все зависит от рентабельности маршрута – его пассажиропотока. Но вы можете сами посмотреть, где "ремки" работают – я имею в виду, старые транспортные средства, "сборная солянка" – там, значит, все совсем плохо. Где работают новые машины, там предприятия еще на плаву держатся. - Получается, все зависит от наполняемости? Если она хорошая, то это позволяет предприятию хоть как-то работать без компенсации? - Вот вы правильно заметили, "хоть как-то". Лучше сказать: "сводить концы с концами". - Как долго предприятие может позволить себе выигрывать конкурсы за рубль или копейку? - Конкурсы, которые разыгрываются сейчас, рассчитаны на перевозку на период от 5 до 7 месяцев. Перевозчики хотят доработать хотя бы до конца июня, потому что транспорт куплен. В случае проигрыша – его некуда девать. Представьте, одно предприятие купило 30 машин, другое имеет 30. И вдруг их маршруты смешивают в одном лоте и выставляют на конкурс. Естественно, перевозчики хотят сохранить свои маршруты, так как у многих машины или в кредите или в лизинге. Вот и начинается борьба. Сталкивают коммерческих перевозчиков лбами. Для чего это сделано, я не знаю. Возможно, чтобы убрать с рынка более мелкие или еще какие-то транспортные компании…Если бы перечень маршрутов, востребованных в новой маршрутной сети, официально был выложен на сайте города, было бы, наверное, по-другому. Надеемся, что будущей весной что-то будет, процесс оптимизации маршрутов идет потихоньку, верстается бюджет. Будем смотреть, что предложит мэрия, так как там уже будут разыгрываться контракты на 3 года, что более интересно… - Наверняка же при таком раскладе перевозчики будут работать на износ и экономить на всем. Не скажется ли это на безопасности? - Правильно подметили - все ведь дорожает. - Почему бы в таком случае перевозчикам не объединиться и не бойкотировать конкурсы. Раньше ведь вы шли единым фронтом? - Просто есть у нас некоторые слишком амбициозные люди, которые начинают друг друга "душить". Хотят что-то доказать друг другу. Возможно, кто-то кого-то когда-то обидел, у кого-то с кем-то что-то не сошлось… Это все, конечно, неправильно с точки зрения экономики, так как коммерческие перевозчики теряют те деньги, которые предлагает мэрия по этим контрактам. Беседовала Ольга КАРПОВА