Сетевые магазины пугают: скидок станет меньше

Торговые сети предупреждают: в магазинах может возникнуть дефицит продуктов. Прежде всего — скоропортящихся: например, свежих фруктов и овощей. А еще будет меньше скидок. Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ), объединяющая крупнейших ретейлеров России, считает, что запрет на возврат поставщикам продуктов, срок годности которых не превышает 30 дней, может привести к их дефициту. Напомним, законопроект, запрещающий ретейлерам возвращать непроданное продовольствие поставщикам, был внесен в Госдуму еще в январе. А в июле Госдума приняла законопроект в первом чтении, одобрив полный запрет возвратов непроданных продовольственных товаров. Ко второму чтению, однако, законопроект был скорректирован. Действующий закон о торговле запрещает сетям навязывать поставщикам условия о возврате товаров, не проданных по истечении определенного срока (за исключением случаев, если возврат таких товаров допускается или предусмотрен законодательством). — Тот перечень продукции, на который запрет все-таки вводится, как раз и является самым чувствительным к возможностям возврата, — пояснил председатель президиума АКОРТ Сергей Беляков. По его словам, это овощи, фрукты, молочная продукция, свежемороженные рыба и мясо, хлеб и кондитерские изделия. — Мы будем меньше закупать, чтобы вообще исключить даже возможности возврата, — отметил он. — Когда придете в магазин в конце рабочего дня, если вы долго работаете, есть риск того, что именно вам и не хватит. Кроме того, ретейлеры потеряют возможность оперативно возмещать потери в торговом зале, т.е. испорченные или украденные товары, за счет запасов на складе магазина. — Сейчас запас продукции на складе магазина позволяет избежать рисков отсутствия товара на полке из-за такого рода вещей. Потом этого не будет,— прогнозирует Беляков. По его словам, еще одним последствием запрета возвратов, может стать сокращение скидок на «скоропорт». Сейчас в магазинах продукты, сроки хранения которых подходят к концу, часто продаются со скидками. Однако когда вернуть непроданную продукцию поставщику будет невозможно, «скидок на такую продукцию будет меньше», уверен руководитель ассоциации. — Если мы сейчас хотим довести ситуацию до абсурда, пытаясь спланировать реализацию до единиц продукции, это с неизбежностью приведет к сокращению закупок и к дефициту уже не временному, в период ажиотажного спроса, а к достаточно постоянному,— заявил Беляков. Кандидат экономических наук, преподаватель МГУ Виктор Кудрявцев, считает, что ретейлеры просто пугают, даже не задумываясь об элементарной логике своих «пугалок». — Давайте рассуждать здраво. Если продавец не может вернуть поставщику непроданную продукцию и опасается, что она просто сгниет, то ему логичнее ее не гноить, а побыстрее продать, пусть и со скидкой. Сто рублей лучше, чем ноль, правда? — рассуждает эксперт. Как пояснил Виктор Николаевич, сегодня продуктовый рынок — это рынок крупных ретейлеров. Они буквально «выкручивают руки» руки производителям, заставляя их поставлять свою продукцию по минимальным ценам. — Причем во многих договорах поставки есть пункт: что мы не сможем продать — приезжайте и забирайте, — рассказывает Кудрявцев.— Иными словами, свою плохую работу — неумение планировать реализацию товара и просто неумение его грамотно продавать — ретейлеры перекладывают на плечи производителей. Но те вынуждены с сетями сотрудничать, потому что через мелкую розницу большие объемы реализовать невозможно. Как пояснил эксперт, крупные агрохолдинги, например «Мираторг», пытаются спастись от диктата продавцов и сами создают розничную сеть— чтобы реализовывать свою продукцию. — Но один из секретов успеха все-таки в узкой специализации. Производители должны печь хлеб, а продавцы — его реализовывать. Поэтому и нужен закон, который бы регулировал их взаимоотношения, чтобы игроки были на равных, — пояснил Кудрявцев. Опасения о якобы возможном дефиците скоропортящихся продуктов эксперт назвал байкой. — Допустим, москвич зашел после работы в магазин, чтобы купить овощей на салат. А в магазине их нет, — рассуждает Виктор Кудрявцев.— Что человек сделает? Он зайдет в соседний магазин — благо в Москве с торговыми точками проблем нет. И купит там. А тот магазин, где овощей вечером не оказалось, лишится покупателя и, следовательно, части выручки. Любой вменяемый директор магазина задумается — а как покупателя не упустить? Единственный вариант: так спланировать закупки овощей итак организовать их хранение, чтобы этот товар был в наличии всегда. Причем по минимальной цене и хорошего качества — чтобы его точно купили. По словам эксперта, когда закон примут, то на первых порах, возможно, дефицит «скоропорта» может в отдельных магазинах и возникнуть. Но продавцы к новым условиям работы быстро приспособятся и научатся действовать так, чтобы товар был в наличии всегда, потому что это в их интересах. — В итоге производители снизят издержки и смогут направить их на развитие производства. А это выгодно и им, и покупателям, и экономике в целом, — пояснил Виктор Кудрявцев.

Сетевые магазины пугают: скидок станет меньше
© Вечерняя Москва