Экономика
Компании
Рынки
Личный счет
Недвижимость
Курсы валют
Конвертер валют
Курс доллара
Курс евро

За долги соседа. Почему ЕС категорически не устраивает бюджет Италии на следующий год

отклонила представленный Римом проект бюджета и потребовала внести в него изменения. Главным образом, Брюссель не устраивает установленный итальянским правительством показатель дефицита бюджета в 2,4%.
За долги соседа. Почему ЕС категорически не устраивает бюджет Италии на следующий год
Фото: ТАССТАСС
Хотя это и ниже пороговых 3%, но в случае с Италией все равно неприемлемо из-за ее самой высокой в еврозоне внешней задолженности — около 2,3 трлн, что составляет 130% ВВП при предусмотренном уровне госдолга 60% ВВП. Рим уже дал ясно понять, что показатель 2,4% меняться не будет, обещав по возможности его не достигать и считать потолком, а также заверив, что превышен он ни в коем случае не будет. В это и не верят в Еврокомиссии.
Премьер-министр Италии Джузеппе Конте и министр финансов и экономики надеются убедить Брюссель, а заодно и европейских партнеров, что им можно доверять и что предложенные в бюджете меры приведут к экономическому росту, а внешний долг не только не будет увеличиваться, но с 2020 года начнет снижаться.
Обещания и дефицит
Конте не устает повторять, что бюджет и указанные в нем цифры взяты не с потолка и все было хорошо продумано и проработано. Премьеру, по его словам, "бюджет нравится все больше и больше с каждым днем", потому что в нем учитываются нужды итальянцев, то есть тех, для кого в первую очередь призвано работать его "правительство перемен".
Как известно, в него вошли две политические силы — "Движение "5 звезд" и "Лига", давшие достаточно щедрые предвыборные обещания. Первая, в частности, гарантировала минимальный доход всем неимущим гражданам, то есть семьям без постоянного заработка хотя бы одного из членов.
По подсчетам "пятизвездных", в эту категорию попадают почти 10 млн итальянцев, которым будет причитаться по 780 на человека, или 2,4 тыс. на семью из четырех человек, в месяц. "Лига" также предложила ввести единую шкалу налогообложения, которая пока остановилась на уровне 20%.
Примечательно, что статья о минимальном доходе не вошла в окончательный пакет законопроекта, уже подписанного президентом (главой государства) Серджо Маттареллой и представленного на обсуждение в парламент. Лидер "Движения" и вице-премьер Луиджи Ди Майо обещает отдельный дополнительный декрет к Рождеству.
Гарантии роста
Но для Брюсселя дело не в конкретных социальных программах, а в неэффективности предложенных реформ, которые не могут гарантировать уже в следующем году экономический рост в Италии на уровне 1,5%, заложенный в бюджете.
Специалисты ЕС считают именно этот показатель чрезмерно "оптимистичным", а значит, увеличение госрасходов, вопреки заверениям Рима, неоправданно.
Брюссель банально опасается, что итальянское правительство создаст лишь новые долги, увеличит свою и так гигантскую внешнюю задолженность, которую не сможет на фоне утраты доверия инвесторов обслуживать.
А это уже грозит новыми потрясениями для всей еврозоны, только-только оправившейся от предыдущего кризиса. Собственно, система согласования национальных бюджетов европейских стран с ЕК (так называемый "европейский семестр") появилась в результате кризиса евро, который также называют кризисом суверенной задолженности еврозоны 2010 2014 годов.
Одной из его причин стало повсеместное нарушение странами зоны евро определенных в Пакте стабильности и роста максимально допустимых размеров дефицита госбюджета 3% и уровня госдолга 60% ВВП.
(ЕЦБ) во главе с итальянцем ввел механизмы, которые позволили ЕС абсорбировать греческий кризис, тоже спровоцированный несоразмерным внешним долгом страны. Но итальянскую экономику нельзя сравнивать по масштабам с греческой, и ЕС просто не сможет "вытянуть" Италию.
Хотя еврокомиссар по экономике и финансовым делам и исключил любой риск "заражения" еврозоны, защищенной опять же механизмами, принятыми после кризиса.
Аргументы в пользу
В конечном итоге, как говорят экономисты, главную проблему представляет не столько сама по себе высокая внешняя задолженность (госдолг США превышает $20 трлн), сколько отсутствие экономического роста. А в Италии эта проблема превратилась в перманентную.
Уже несколько лет страна колеблется на отметке около 1%, и это самый низкий показатель в ЕС (в кризисных Португалии и Испании он достигает 3%, а в находившейся несколько лет назад на грани банкротства Ирландии — выше 5%). В Италии, несмотря на всю ее производственную базу, включающую, в частности, индустрию люкса (дорогие машины, яхты, дизайн), которая единственная не переживала спад, темпы экономического роста остаются на грани рецессии.
Правительство Конте обещает понять причины этого феномена и переломить его.
Италия была вынуждена проводить жесткую экономическую политику при техническом правительстве (2011 2012), призванного в наиболее критический момент, когда на фоне огромных госрасходов при почти нулевом росте грозил крах. Не имея никаких предвыборных амбиций, технократы резали по живому, увеличивая, где можно, налоги и сокращая повсеместно расходы. В итоге сэкономить удалось, но, поскольку экономика не получила стимулов роста, внешняя задолженность в тот период продолжала расти.
Следующие бюджеты правительств избранной уже не были ориентированы исключительно на экономию, и хоть и небольшого, но роста удалось добиться. Этому кабинету досталось не самое простое наследство — предыдущие правительства оставили "подвешенными" 12 млрд, которые уже были потрачены под обещание восполнить.
Италия единственная прибегает среди стран ЕС к не самому чистоплотному методу: в проект бюджета вносятся расходы, изначально предполагающие "займы", однако правительство заверяет, что все будет восполнено за счет экономического роста, а если он будет недостаточный, на ближайшую перспективу закладывается повышение налогов (чаше всего НДС).
Поскольку ни одно избранное правительство не хочет народного гнева за повышение налогов, каждый год приходится изыскивать какой-то новый источник, чтобы покрыть "недостачу" бюджета и снова "кормить завтраками", накапливая такие долги.
Поэтому нынешнее правительство не первое, завышающее оценки экономического роста. Еврокомиссия шла навстречу Риму, не применяя никаких карательных мер и допуская определенную гибкость в оценке состояния государственных счетов, но при соблюдении Италией определенных условий.
"Сатурн" против
Главы правящих партий — известный критик ЕС Маттео Сальвини ("Лига") и Луиджи Ди Майо ("Движение "5 звезд") обвиняют Брюссель в диктате.
"Это первый проект бюджета, написанный в национальной столице, а не в Брюсселе. Это революция, и мы от нее не откажемся", — сказал Ди Майо.
"Они не на правительство нападают, но на весь народ. Это то, что еще больше раздражает итальянцев, и они еще больше будут жаловаться на ЕС, который и так на минимуме популярности", — прокомментировал Сальвини.
Оба уже давно говорят о "заговоре банковского лобби" и "брюссельской демократии", которая подчиняет себе народы, тогда как ныне правящие в Италии силы выступают за больший суверенитет и свободу в решениях национальных правительств. "Лига" и "Движение", победившие в Италии, не первые в Европе, кто так или иначе заговаривает о большей независимости.
В этом хоре и в Австрии, и в Венгрии. Последним поводом для ликования так называемых евроскептиков стало очередное поражение партии Ангелы Меркель в Германии.
Но проблема заключается в том, что, несмотря на повсеместный рост антисистемных сил (и не только в Европе), нельзя говорить об их едином фронте. Первым, кто выступил с острой критикой бюджетных планов Италии, стал Курц.
Все эти так называемые сторонники национального суверенитета лишены солидарности, то есть каждый за себя. А это значит, никто не желает платить за долги соседа. Никто не хочет второй Греции.
Десять стран Северной Европы уже обратились к ЕС с просьбой сократить фонд "по спасению государств" и требовать от отдельных государств проявлять бо́льшую ответственность в ведении "бухгалтерии".
Грядут перемены
Теперь ход за ЕК. Как признался Московиси, комиссия не может заблокировать национальный бюджет, но Брюссель может ввести штрафные санкции, а это влечет в том числе сокращение финансирования из структурных фондов ЕС.
Как выяснилось в ходе очередной перепалки итальянских властей с еврокомиссарами, Рим отчисляет в "общую кассу" около 12 млрд и обратно получает примерно столько же.
В определенных кругах бытует мнение, что итальянский бюджет рассчитан на короткий период. Это говорит о возможных скорых досрочных парламентских выборах. Но еще больше Рим надеется на ближайшие выборы в (а также полную смену руководства ЕС). Голосование намечено на конец мая 2019 года и в Италии, очевидно, превратится в референдум о деятельности правительства.
Вероятно, так будет и в других странах, а значит, если учитывать общие настроения и тенденции, евроскептики и сторонники суверенитета могут оказаться в большинстве, и вся конфигурация управления ЕС может измениться.
Бюджетный спор с нынешней Еврокомиссией Сальвини и Ди Майо попытаются максимально использовать в своих популистских целях и превратить в настоящую избирательную кампанию. Но только время покажет, насколько легко сломить большую европейскую машину.
Достаточно распространено и мнение о том, что у Рима никогда не хватит для этого веса и авторитета. Всегда, конечно, можно "хлопнуть дверью", но и Конте, выполняющий функцию гаранта стабильности (наряду с президентом), и даже Сальвини с Ди Майо заверяют, что никакого Italexit не планируется.