Пирожки, магниты и макулатура: как театры зарабатывают миллионы

Госпожа Бовари без одежды, пустая сцена и деревянный пол вместо кресел. Нет, это не новая постановка, а страшный сон режиссера. Не имей театр доходов, собственных и государственных, зритель не увидел бы на сцене роскошные костюмы и декорации, да и знакомые лица актеров – на все нужны деньги. А зарабатывают их, в большей мере, именно на билетах. Кстати, на повестке многие годы уже остается вопрос: как избавиться от театральных спекулянтов. Они зарабатывают на чужом труде. На чем экономят и как получают доходы российские театры, узнала корреспондент телеканала «МИР 24» Валентина Бекшаева. Пока герои мольеровского «Амфитриона» выясняют, кто здесь и зачем, зрители «Мастерской Фоменко» отвечают, что пришли за вдохновением. Полные залы не только от любви к театру, но и благодаря ценовому диапазону. Купить билет можно и за 200 рублей, а можно и за 20 тысяч. В среднем, спектакль длится три часа, поэтому в антракт, вероятно, захочется выпить чашечку кофе с пирожным. Для многих поход в буфет неотъемлемая часть посещения театра и, можно сказать, традиция. Позволить себе культурный поход, скажем, раз в месяц можно. Мы решили узнать, а сколько готовы потратить зрители? «Билет лучше, если до трех тысяч – это на человека. А что касается буфета, то 500 рублей на человека», – признался посетитель. «50 рублей программка стоит. Мы может себе позволили ее купить, а также чай», – отметил зритель. «В театре я готова потратить около 2,5 тысяч, но в зависимости от спектакля. В эту сумму будет включен билет и, возможно, какая-то еда в буфете», – сказала посетительница. А театр тратит на зрителя гораздо больше. Постановка нового спектакля обходится «Мастерской Фоменко» от 12 до 17 млн рублей. Таких премьер в год может быть пять. Для сравнения – на этот пункт государство выделяет ежегодно не больше 4 миллионов. Остальное финансирование – около 200 миллионов рублей. Но оттуда театр на постановку спектаклей не должен брать ни копейки, он должен заработать. «Это, конечно, реализация билетной продукции и доходы от гастролей театра в других городах и странах в качестве гонорара. «Мастерская Петра Фоменко» зарабатывает в год в среднем около 350 млн – это больше в полтора раза, чем размер государственной субсидии», – рассказал директор театра Андрей Воробьев. Пополняет копилку «Мастерской Фоменко» – сдача в аренду помещений, оборудования, платные мастер-классы. Получает она ощутимый доход и от буфета. А еще театр чуть-чуть зарабатывает на раздельном мусоре. «Полиэтиленовые пакеты, стеклянные бутылки, какой-то металлолом, отработавшие свой срок аккумуляторы и батарейки – это все мы собираем. Мы заключили договоры с рядом организаций, которые у нас осуществляют закупку дифференцированных отходов. Это очень маленькие деньги, которые не играют никакой практически роли в экономике театра: и во-первых, они работают на положительное сальдо – приносят доход, а во-вторых – приносят нам честь», – заявил Воробьев. Согласно отчету Министерства культуры, за последние шесть лет доходы театров по всей стране выросли вдвое. Очевидно, не благодаря сбору макулатуры. Рекорды посещаемости бьет Мариинский театр в Санкт-Петербурге – в прошлом году на спектакли пришли один миллион шестьсот тысяч зрителей. Мариинку сложно догнать и по объему внебюджетных доходов. Обогнать его сумел только Большой театр. В 2017 году ему удалось заработать свыше трех миллиардов рублей. Стабильно, но значительно меньше пополняет казну а. По словам директора, все благодаря огромной работе – за год актеры сыграли 747 спектаклей в Москве. «Театры зарабатывают на каждый рубль бюджетного финансирования, которое дает Министерство культуры России два рубля. А в абсолютных цифрах, мы их никогда не скрываем – это 367 млн бюджетного финансирования и 589 млн зарабатывает театр показом спектаклей в Москве и на гастролях», – пояснил директор театра им. Евгения Вахтангова Кирилл Крок. Помимо постановок, зрители посещают экскурсии по театру, приходят на встречи с режиссерами и актерами. Такие же показатели доходов в полмиллиарда рублей и у МХТ им. Чехова. И если вышеперечисленным театрам помогают федеральная казна, то существует львиная доля тех, кто довольствуется помощью региональных бюджетов. «Независимая площадка – это не бизнес» – считает директор театра «Практика». Экспериментальный центр новой драмы не имеет сцены на тысячу зрителей и не держит собственную труппу. Зато работает с молодыми авторами и актерами. И также собирает аншлаги. «Нет специальных площадей, которые мы могли в аренду сдавать. Есть небольшие участки: буфет платит аренду, касса, которая находится в театре, она тоже приносит небольшой доход. Но это очень небольшие проценты. В основном, это продажи билетов. У нас примерно поровну сумма, которую мы зарабатываем и которую бюджет финансируют, они очень близки», – говорит Борис Мездрич. Федеральные театры, а их в стране 24, перевешивают сотни провинциальных площадок не только по доходам, но и по зарплатам. Об окладах артистов Мариинки или Большого в регионах не могут и мечтать. Но как бы не разворачивалась бюджетная драма на сцене храмов Мельпомены, а культурного человека ноги все равно приведут в театр. Ведь что нужно каждому – хлеба и зрелищ. ПОЗНАЙ ДЗЕН С НАМИЧИТАЙ НАС В ЯНДЕКС.НОВОСТЯХ

Пирожки, магниты и макулатура: как театры зарабатывают миллионы
© Мир24