Франшиза – не наша тема?

Долгое время российский франчайзинг рос прежде всего за счет сегментов общественного питания и услуг для бизнеса. Кризис внес свои коррективы: повысил привлекательность этого рынка для начинающих и способствовал его диверсификации. Сегодня свою франшизу пытаются распространить даже приморские предприниматели, пишет деловой еженедельник «Конкурент». Рынок франшиз в России продолжает расти, хотя и делает это не так стремительно, как раньше. По данным портала Franshiza.ru, количество франчайзинговых концепций в стране в 2017 г. увеличилось до 1500 предложений, притом что в 2015 г. их число достигало 1400. Всего же за десять лет показатели рынка выросли более чем в три с половиной раза. Замедление темпов роста рынка эксперты Franshiza.ru связывают с падением активности в пределах России иностранных франчайзеров в последние годы. Конечно же, компании, которые успели закрепиться на российском рынке до 2015 г., как правило, продолжают активно развиваться, однако новичков почти не появляется. Кроме этого, многие франчайзеры стали более взвешенно относиться к географической экспансии: они работают по входящим звонкам и избирательно относятся к выбору партнеров, предпочитая опытных и сильных. Несмотря на то, что сегмент непродовольственной розничной торговли до сих пор лидирует в структуре российского франчайзинга, с началом стагнации рынка он пострадал сильнее всего. По данным Franshiza.ru, в 2017 г. его доля сократилась до 37%. Одним из следствий такого падения стал рост числа сделок между франчайзерами, работающими в торговле, и собственниками площадей торговых центров (в первую очередь региональных). С уменьшением количества арендаторов девелоперы начали сами покупать известные франшизы, открывая магазины одежды и обуви ради сохранения своего основного бизнеса. Зато в последние годы в структуре российского франчайзинга стремительно выросла сфера услуг, причем в основном за счет роста в сегменте В2В. Предлагать свои франшизы стали даже компании, услуги которых достаточно сложно стандартизировать, и развитие бизнеса которых напрямую зависит от опыта и компетенции конкретных людей (например, юридические услуги). Продолжает стабильно прирастать сектор общественного питания. Однако делает он это не только за счет традиционного фастфуда, но также благодаря сегменту полноформатных ресторанов. Продажа франшиз продуктовой розницы тоже все еще на подъеме. Никто и не знает… В Приморье тоже начинают разрабатываться франчайзинговые программы. Сергей Митрофанов, первый вице-президент сети «В-Лазер»: «Плюсы работы по такой модели заключаются в том, что ты, допустим, работая в кафе, заменяешь свой бизнес на стратегическое развитие. Такая модель позволяет увеличить объемы бизнеса в разы и позволяет задуматься о том, куда можно стратегически диверсифицироваться. Несмотря на то, что с каждого кафе ты можешь получать прибыль меньше, но зато точек может быть больше, и ты начинаешь быть стратегом именно во франчайзинге. Ты начинаешь думать, куда ты будешь вкладывать деньги, когда ты захватишь все континенты». Усиление позиций крупных компаний и сокращение в крупных городах количества свободных торговых мест привели к тому, что одним из путей развития бизнеса сетевых операторов становится как раз франшиза. Дмитрий Лутченко, директор сети мобильных кофеен Coffee Machine: «Выгода работы по франшизе очевидна. Если человек никогда не работал в этой системе, он сможет достаточно комфортно войти в эту нишу. Для того же общепита: ты купил франшизу, тебе уже настроили весь бизнес. Минус только в том, что ты работаешь под чужим брендом. Но для кого-то это минус, а для кого-то это плюс. Если человек хочет просто развивать свой бренд, он не может этого сделать, работая под франшизой. Некоторые франчайзи думают, что минусом является выходная стоимость проекта, и преподносят аргумент: «Я бы сам сделал это дешевле». Но наш опыт показывает, что это только первый взгляд на проблему. Все те технически решения, например, с оборудованием — это все продиктовано условием долгосрочного существования бизнеса. Франшиза — это взвешенное решение». Владельцу торговой марки «сдача в аренду» бренда позволяет задействовать дополнительные площади и приносит доход в виде ежемесячного процента, который платит пользователь франшизы. Процентная ставка и условия оплаты определяются сетью индивидуально. Идет оценка трудозатрат на открытие новой точки, количество человек, часов, сколько специалистов должно быть привлечено для эффективной работы, какие услуги в сфере юриспруденции и документооборота должны быть оказаны. Все это конвертируется в денежный эквивалент, который заключает в себе выходную стоимость франшизы плюс маржинальный аспект. Дмитрий Сулеев, владелец розничной сети «Реми»: «У нас нет паушального взноса, но это пока: люди неохотно идут на такое условие. А вот получение суммы от оборота — мы допускаем 5,5%. На начальном этапе мы идем навстречу обладателям нашей франшизы в сторону уменьшения выплаты процента от оборота. Условие франшизы разрабатывает сам держатель франшизы, так как франшиза — это что-то наподобие сдачи в аренду интеллектуальной собственности. Формирование франшизы — это закладка средств на формирование управленческого аппарата компании и остальное — выгоды для держателя франшизы». Участники рынка отмечают, что продажа права использования торговой марки — удел сетей с развитыми корпоративными стандартами и сильными позициями. Но так или иначе франчайзинговую схему используют очень многие. Сергей Митрофанов: «Чтобы нашему человеку стать франчайзером, ему надо самому расписать условия франшизы, строгие стандарты к помещению, строгие стандарты к бизнес-плану (сколько будет стоить сырье, сколько будет стоить рабочая сила, налоги и т. д.), расписать ценовую политику, объяснить арендатору франшизы, что он будет зарабатывать столько-то и столько-то. В свое время «В-Лазер» начинал свою историю по сути как франчайзер, но в то время в нашем лексиконе слова «франшиза» даже и не существовало. До 2002 г. это просто называлось предпринимательской структурой, и для многих людей, которые сейчас очень богаты, работа в то время стала отличным start up для развития собственного бизнеса. Франшиза в нашем регионе существует, просто далеко не каждый предприниматель знает, что это франшиза. У нас не существует четких и строгих стандартов для франшизы, поэтому каждый такой пример надо вылавливать точечно и объяснять предпринимателю, что у него — франшиза». Дмитрий Сулеев: «Если говорить о нас, то около 10 лет назад я увидел объявление о том, что розничная сеть «Пятерочка» предлагает свою франшизу. Мы связались с представителями этой сети, вылетели в Санкт-Петербург и получили первичное знание о том, что такое франшиза и из чего исходит концепция франшизы в розничной торговле. По разным причинам работа по франшизе у нас не была реализована, но однако мы поняли преимущество франшизы как для франчайзера (продавец), так и для франчайзи (покупатель франшизы). Франшиза заключает в себе два основных преимущества. Во-первых, пользователь получает товар по условиям держателя франшизы. Как правило, франшизы разрабатывают крупные игроки, крупные сети. Сейчас крупнейшая сеть — X5 Retail Group N. V. («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»). На втором месте по выручке в федеральном значении — сеть супермаркетов «Магнит». Вот как раз факт получения товара на условиях франшизы, которые оказались для нас очень выгодными, и зацепил наш взгляд 10 лет назад. Ведь просто отдельному магазину поставщики никогда не дадут таких условий, которые они создают для сетевиков. Во-вторых. Есть так называемый аппарат управления, коммерческая служба, служба розницы, IT-служба, маркетинг. Работая по франшизе, вы сами уже не тратитесь на этот аппарат управления. Ведь хороший управленческий персонал — это очень дорогое и затратное удовольствие. От общего оборота несколько процентов выручки уходит на содержание персонала. Третье — эта работа бренда на вас». Зависимость от сферы По словам Евгения Шкарупы, заместителя председателя приморского отделения партии «Опора России», в Приморье успешно развивают свою собственную франшизу сеть парикмахерских для мужчин Firma и сеть пит-стопов Coffee Machine. По некоторой информации, несколько десятков фирм пробовало поиграть в новый для себя бизнес официально, но либо решили отложить раскрутку в долгий ящик, либо просто «погорели». Еще несколько компаний пока задумываются над перспективным форматом. Евгений Шкарупа: «Почему так происходит? Во-первых, удаленность нашего региона от, скажем так, основного рынка — Центральной России. Чтобы масштабироваться в других регионах, необходимо развиться дома. А у нас достаточно маленький рынок для стабильного развития. Во-вторых, количество предпринимателей у нас значительно меньше, чем в той же Московской области. Там количество представителей бизнес-сегмента, чей бизнес подходит под упаковку франшизы, составляет определенное количество от общего числа имеющегося в регионе бизнеса». Логичность работы по франшизе зависит и от сферы деятельности бизнеса. Как правило, это продуктовые магазины, где велика роль ручного труда, и, конечно же, общепит. Дмитрий Сулеев: «Если брать концентрацию в электронике — сколько операторов в Приморье занимаются электроникой? Там нет несетевых операторов, а в торговле продовольственной группой товаров — есть. Даже ларек — это тоже оператор, но вы же не видели ларек по продаже радиоприемников или телевизоров. В ларьках вы можете купить консервы и сок, а телевизоры — нет. По сути, ларек тоже может брать франшизу и держать павильон». Сергей Кривец, директор компании ООО «Синергос»: «Мы не работаем по франшизе в Приморье из-за опасений не уследить за качеством продукции. Люди бывают разные, в случае чего это отразится на нашей репутации. В Москве — да, мы предлагаем франшизу. Но в Москву уехали люди, которые отучились здесь, во Владивостоке, и там они могут лично производить мониторинг качества нашей продукции». На вопрос корр. «К» представителю менеджмента сети обувных магазинов «Времена года» о том, почему компания не развивает, имея возможность, вариант работы с предоставлением франшизы, поступил ответ, что на данный момент им это ни к чему. «А зачем? Мы вполне самодостаточная компания, которая может позволить себе открывать филиалы наших магазинов по краю. Да, на заре нашей работы мы рассматривали вариант работы с партнерами по системе франчайзинга, и даже больше того — мы готовы были предоставить франшизу для желающих. В дальнейшем мы решили полностью отказаться от такой системы работы», — прокомментировали маркетологи компании «Времена года». Фактически такого же мнения придерживаются и представители сети магазинов «Чудодей» и «ДНС». Признак рынка Тем не менее франчайзинг принято считать идеальным вариантом для первого бизнеса. Именно поэтому сегодня быстрее всего растет спрос на недорогие франшизы стоимостью до полумиллиона рублей. По данным портала TopFranchise.ru, доходы партнеров за пределами Москвы и Санкт-Петербурга в среднем начинаются от 50 тыс. руб. в месяц. Это неплохая замена зарплаты наемного сотрудника. Для человека, накопившего небольшой капитал и мечтающего перестать «работать на дядю», франшиза становится сравнительно безопасным объектом инвестирования. Тем более в кризис: работать под эгидой крупного бренда проще и менее рискованно, чем строить собственное дело с нуля. Покупая франшизу, предприниматель получает уверенность в сроках окупаемости, лояльность потребителей, отлаженные бизнес-процессы. Если, конечно, не нарвется на мошенников: по некоторым данным, до 25% российских франшиз — финансовые пирамиды. Но и потенциальные арендаторы бренднейма проходят достаточно жесткий кастинг со стороны. И дело зависит не только от финансовой репутации и надежности будущего франчайзи. Тем более если встает вопрос покупки франшизы в местности, где существует достаточно сильная конкурентная среда. Дмитрий Лутченко: «Франшиза сдается в аренду не всем желающим. Чтобы приобрести у нас франшизу, кандидат должен соответствовать определенным критериям. Во–первых, это строгий географический момент. Участок, на котором будет располагаться точка, должен находиться в определенном месте. Если франчайзи предлагают cвои участки на тех местах, где уже есть точки с кофе с определенным пассажиропотоком, то зачем вкладывать усилия? В других регионах, где еще нет такого количества наших точек, к географическому аспекту мы относимся чуть мягче. Во-вторых, город или регион, где предполагается нахождение нашей франшизы, не должен быть переполнен. В-третьих, франчайзи должен иметь необходимое количество денег и желание, чтобы заниматься бизнесом. Мы проводим детальные собеседования с франчайзи, чтобы понять, насколько он готов вступить в дело. Если говорить о нас, то мы открываемся и своими силами, и по франшизе. Если мы будем открывать свои точки сами, то у нас будет один темп роста, если к этому мы добавим рост по франшизе, то этот темп увеличится в разы. Проблема — земельные участки. Несмотря на весь наш опыт, мы не сможем разорваться, работая над открытием точек и согласованием документации на земельные участки. Мы перекладываем это на франчайзи, и, таким образом, придерживаемся того темпа роста, который у нас существует». Сергей Митрофанов: «Зачем мне, например, открывать 20 точек в каждом городе? Вы представляете, какую обширную необходимо создать бухгалтерию, чтобы обеспечить всем рабочие места? Вы представляете, что необходимо зарегистрироваться в налоговых во всех этих городах, чтобы спокойно вести бизнес? Только представьте себе объем проверок, которые должны проходить по этим точкам, чтобы я знал, что все идет хорошо и меня не обманывают! Так что франшиза — это хорошо. Это признак развитого рынка».

Франшиза – не наша тема?
© Konkurent.ru