Искусство маркетинга. Как Бэнкси сколотил свое состояние?
Американский художник Рон Инглиш купил картину «Рабский труд» знаменитого анонимного мастера, чтобы побелить и перепродать. Так он протестует против торговли уличным искусством. Причем, купив полотно почти за 730 тысяч долларов, продать закрашенное американец планирует уже не меньше, чем за миллион. Почему растут цены на работы Бэнкси, и кто он – гениальный художник или все же бизнесмен, выяснила корреспондент телеканал «МИР 24» Екатерина Макарова. Художник-загадка, человек – «поймай меня, если сможешь». Что бы ни делал со своими работами британец Бэнкси, они становятся только дороже. К примеру, как это случилось с картиной «Девочка с воздушным шаром». В октябре, во время аукциона Sotheby`s, после финального удара молотка полотно наполовину уничтожилось, пройдя через шредер. Эта акция, устроенная самим Бэнкси, шокировала публику. В результате «Девочка с шаром», проданная почти за 1,4 млн долларов, превратилась в «Любовь в мусорной корзине». И за это новое произведение владелице уже предложили вдвое больше. Сам же Бэнкси выступает против коммерциализации своего искусства. Но такая радикальная позиция не помешала ему скопить состояние в 50 млн долларов. Зарабатывать ему помогает дилер, который активно продвигает его работы и общается с покупателями. Кстати, ажиотаж вокруг имени Бэнкси эксперты объясняют грамотным маркетингом. Мол, Бэнкси не просто автор граффити, он профессионально работает с аудиторией – понимает ее интересы и ожидания. «Бэнкси, без сомнения, работает по самому широкому пласту современных коммуникационных технологий, включая вирусный маркетинг, создание разнообразных провокаций, манящих тайн, которые с точки зрения психологии очень сильно подогревают интерес», – говорит генеральный директор маркетингового агентства Дмитрий Чумаков. Шумиха вокруг работ Бэнкси создается и благодаря знаменитостям. Его первая масштабная выставка в Лос-Анджелесе в 2006 году была сверхуспешной. На нее пришла половина Голливуда – Брэд Питт, Джуд Лоу и Кристина Агилера. Впрочем, журналисты потом гадали, что привлекло посетителей больше – звездные гости или раскрашенный в цвет обоев слон. «Народу пришло не меньше, чем в какой-нибудь музей на современное искусство, только у нас все шло три дня и в трущобах. Я думаю, многие люди искусства не совсем понимали, как такое могло произойти. Да мы, в общем-то, и сами не поняли», – отметил Бэнкси. Цветной слон на той выставке символизировал бедность и голод в мире. Вообще все свои работы Бэнкси посвящает остросоциальным проблемам. Он выступает против войны, расовой дискриминации и законов капитализма. Еще один фактор, играющий на популярность Бэнкси, - анонимность. В прессе то и дело появляются разоблачительные статьи. Чаще всего звучит имя музыканта британской группы Massive Attack Роберта Дель Ная. Но признаний не было, а значит загадка остается неразгаданной. Арт-эксперты, в первую очередь, называют Бэнкси гениальным выдумщиком и очень умным художником. «Здесь такая совокупность факторов: инкогнито самого художника, его акции – шумные, громкие, которые моментально становятся достоянием СМИ, общественности, социальных сетей. Его талант, безусловно. И спрос со стороны рынка и коллекционеров современного искусства на его работы, потому что коллекционерам импонирует его образ мыслей и то, что он делает. Если вы проверите результаты торгов, то, допустим, в среднем его работы оцениваются в стартовые от 200 до 300 тысяч долларов или фунтов, и, как правило, за последнее время они вырастают», – рассказала генеральный директор Sotheby's Россия и СНГ Ирина Степанова. До появления Бэнкси в мире искусства никто и представить не мог, что уличные художники будут продаваться на ведущих мировых аукционах. Британец же совершил революцию. И кто знает, что он выкинет в следующий раз и в каком уголке планеты появится? Но в одном можно быть уверенными – его провокация никого не оставит равнодушным. ПОЗНАЙ ДЗЕН С НАМИЧИТАЙ НАС В ЯНДЕКС.НОВОСТЯХ