Заполярный генплан
Ускорение темпов социально-экономического развития Арктической зоны — задача не ближайшего будущего, а уже, можно сказать, текущего дня. Ее решение, по мнению экспертов, носит стратегический характер, в том числе и с точки зрения национальной безопасности России. И непременным условием при этом должно стать создание комфортных условий для проживания людей. Серьезной помехой в этом вопросе может оказаться таяние вечной мерзлоты, так как ее сохранность важна при возведении жилых и производственных сооружений. Ученые прогнозируют, что примерно к середине текущего столетия от современных площадей российской вечной мерзлоты, которая занимает 65 процентов территории страны, останется лишь пятая часть. Особенные условия развития Согласно принятой госпрограмме, рассчитанной до 2025 года, осваивать российские арктические просторы предполагается посредством повышения качества жизни и защищенности населения на северных территориях, для чего предстоит сформировать несколько опорных зон развития: «Кольскую», «Архангельскую», «Ненецкую», «Воркутинскую», «Ямало-Ненецкую», «Таймыро-Туруханскую», «Северо-Якутскую» и «Чукотскую». На все про все Правительство предусмотрело около 200 миллиардов рублей. Причем «приращивать» Арктику к России предполагается не только наездами вахтовиков, но и в большей степени развитием и доведением до соответствующих комфортных условий проживания в северных городах. Последний майский указ Президента России Владимира Путина предполагает, что к 2024 году ежегодно улучшать свои жилищные условия смогут пять миллионов семей, при ежегодной сдаче как минимум 120 миллионов квадратных метров жилья. Арктическая зона в этом случае не исключение. Здесь тоже нужно строить и повышать объемы ввода жилья, однако достичь показателей здесь будет гораздо сложнее, чем на Большой земле. Во-первых, строительные работы значительно дороже, во-вторых, так может статься, что процесс возведения зданий вскоре усложнится из-за климатических особенностей. Ранее на площадке Совета Федерации председатель комитета по земельным отношениям Госсобрания Республики Саха (Якутия) Владимир Прокопьев заявлял, что за последнее десятилетие процесс изменения климата в Арктике происходил быстрее в три-четыре раза, чем в среднем по планете. Средняя температура воздуха за последние 50 лет здесь повысилась на 2,1 градуса Цельсия. Летом 2017 года площадь ледяной полярной шапки составила 4,6 миллиона квадратных километров, что на 1,6 миллиона квадратных километров меньше средних значений за последние 20 лет. Не дать мерзлоте растаять Последствия от таяния мерзлоты ощущаются уже сейчас: изменяется плотность грунта, что влечет за собой снижение несущей способности инженерных сооружений, конструкций, фундаментов жилых домов. Соответственно, с изменением границ зоны вечной мерзлоты возрастают риски чрезвычайных ситуаций. «Более 75 процентов зданий и сооружений в зоне вечной мерзлоты построено и эксплуатируется по принципу сохранения мерзлого состояния грунта, — пояснял Прокопьев. — Чем ниже температура, тем выше несущие способности оснований зданий. При повышении температуры вмороженные фундаменты слабеют, происходит деформация сооружений». Только за последнее десятилетие прошлого века число зданий, получивших повреждения из-за неравномерной просадки фундаментов в зоне вечной мерзлоты, увеличилось на 42 процента в Норильске, на 61 процент в Якутске и на 90 процентов в Амдерме. Деформировано почти 60 процентов зданий и сооружений в Игарке, Диксоне, Вилюйске, 100 процентов — в национальных поселках Таймыра, около 40 процентов — в Воркуте. Около 300 зданий в Норильске из-за повреждений не подлежали восстановлению и были снесены. Нужен хороший закон В российском законодательстве сегодня отсутствуют нормативные акты, прямо регулирующие вопросы сохранности мерзлых грунтов, в том числе и в Арктике. Поэтому регионы сами пытаются влиять на ситуацию. В Республике Саха в мае этого года парламент принял закон об охране вечной мерзлоты. Следующим шагом якутских законодателей стала разработка федерального закона, действие которого они хотят распространить на всю Арктическую зону. Закон предполагает постоянный мониторинг состояния грунтов, который необходим для прогнозирования ситуации с перспективой на 50 лет. По мнению законодателей, федеральный закон о защите вечной мерзлоты поможет сохранить природный феномен, а следовательно, будет способствовать реализации важных энергетических и транспортных проектов в Арктической зоне, суммарные прогнозные ресурсы которой оцениваются в 100 миллиардов тонн в нефтяном эквиваленте. Другое дело, что фиксируемые учеными климатические изменения в этих широтах в будущем могут серьезно усложнить процесс добычи сырья. Согласно данным добывающих предприятий, на нефтяных месторождениях Ханты-Мансийского автономного округа из-за почвенной деформации ежегодно происходит в среднем около 1900 аварий. На поддержание работоспособности трубопроводов и ликвидацию последствий от изменений вечной мерзлоты тратится около 55 миллиардов рублей. Минстрой разработает регламенты Между тем наука не стоит на месте. Строительные технологии шагнули так далеко, что способны уже сегодня защитить здания и сооружения от аварийных ситуаций, связанных с таянием грунтов. Для сохранения мерзлоты, к примеру, существуют специальные установки, замораживающие грунт и защищающие фундаменты зданий от деформации. Правда, в корне изменить ситуацию к лучшему они, конечно же, не могут. Основным инструментом борьбы с последствиями таяния мерзлоты по-прежнему является точный расчет поведения вечномерзлых грунтов при эксплуатации сооружений. По данным Минстроя, тепловое состояние северных пород меняется с каждым годом, увеличивая риск деформации или полного разрушения несущих конструкций зданий. Поэтому в программе развития Арктической зоны есть целый раздел, посвященный проведению научно-исследовательских работ по организации строительства в условиях вечной мерзлоты. Сегодня министерство разрабатывает новые регламенты, которые должны быть закончены к 2020 году. Несмотря на то что в России достаточно собственных технологий, в рамках подготовки регламентов ведомство намерено изучить еще и международный опыт применения строительных материалов в Арктике. Что нам стоит дом построить По словам депутата Госдумы Алексея Веллера, бывшего мэра Мурманска, который знает о проблемах заполярного строительства не понаслышке, строительные работы в условиях Крайнего Севера сопряжены с серьезными транспортными издержками. «Практически все стройматериалы приходится доставлять на огромные расстояния, поэтому конечная стоимость строительства жилья в Арктической зоне возрастает минимум на 20 процентов», — поясняет парламентарий. К тому же прежде, чем возвести здание, необходимо учесть гораздо больше показателей, чем в средней полосе России. Скажем, для точного прогнозирования поведения рыхлых грунтов при строительстве и последующей эксплуатации постройки перед закладкой фундаментов проводятся тщательные инженерно-геокриологические изыскания. В противном случае возведенные здания нагреют их так, что они потеряют монолитность, начнут подтаивать и смещаться. Технология возведения жилых домов на Севере также серьезно отличается от той, что используется в южных широтах. Дома на вечномерзлых грунтах возводятся с учетом двух базовых принципов: либо с сохранением вечномерзлого грунта в его естественном состоянии, либо с учетом его постепенного оттаивания. Следуя первому принципу, устраивают свайный или столбчатый фундамент. Чтобы не дать верхнему слою грунта изменить свои свойства под воздействием тепла от эксплуатируемого сооружения, подполье дома делают холодным, вентилируемым. Кадры решают все Север можно было бы осваивать более интенсивными темпами, но отток населения, а значит, и квалифицированных кадров, мешает этому серьезно. По оценкам руководителя программы подготовки управленческих кадров для Севера и Арктики Президентской академии Веры Сморчковой, сегодня в Арктической зоне вахтовым методом трудятся 14 процентов от всех работников организаций, в Ямало-Ненецком автономном округе их численность достигает 46, в Ненецком АО — 25, в Республике Саха (Якутия) — 20 процентов. К примеру, в рамках проекта «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла» предусматривается строительство объектов портовой инфраструктуры на берегу Кольского залива, создание глубоководных морских терминалов по перевалке угля, нефтяных грузов и контейнеров. На период строительства здесь необходимо более 2 тысяч человек. Наиболее востребованы бетонщики, каменщики, монтажники, электрогазо- сварщики. На Ямале уже сейчас реализуются крупные инфраструктурные проекты, связанные с разработкой континентального шельфа, развитием Северного морского пути, портовой инфраструктурой. Здесь также привлекается множество высококвалифицированных рабочих-вахтовиков. В Архангельской области привлекаются специалисты в геодезии и лесохимической промышленности, в области биотехнологий и арктической медицины. При этом на Севере нужны не только рабочие специальности. По словам Веры Сморчковой, потребность субъектов Арктической зоны в кадрах с высшим образованием к 2021 году возрастет до 8,3 тысячи человек. Одним из центров подготовки кадров для Арктики может стать Ханты-Мансийский автономный округ. На недавнем выездном заседании экономического комитета Совета Федерации губернатор Югры Наталья Комарова рассказала, что в настоящее время в Сургуте реализовывается проект по созданию инновационно-образовательного комплекса, который объединит потенциал нескольких главных вузов региона и станет местом генерации передовых знаний и компетенций. И то обстоятельство, что Президент России Владимир Путин идею всецело поддержал, означает, что кадровый вопрос Заполярья будет решен скоро и положительно.