«Город в городе»: как устроен самый прогрессивный район Копенгагена

Как вы представляете себе идеальный жилой район в Копенгагене? Минимум машин, детские площадки на крышах, социальное жильё между водными каналами — именно так и выглядит район Нордхавн, расположенный в бывшем индустриальном порту Копенгагена. Strelka Mag прошёлся по его кварталам и поговорил с ведущим архитектором о том, как заставить автомобилистов ездить на метро, а жителей — реже выбираться из своего района. Участники программы Архитекторы.рф посетили Нордхавн во время образовательной поездки. Следить за жизнью студентов во время офлайн-модулей можно на сайте. Копенгаген — один из тех городов, которые постоянно попадают в рейтинги «лучших для жизни». Два года подряд датская столица занимала первое место в списке самых комфортных городов британского журнала Monocle. Население города постоянно растёт и, по прогнозам, к 2025 году увеличится на 18 %, что равноценно 100 тысячам новых жителей или появлению 19 новых горожан каждый день. Помимо того, что такой прирост требует строительства нового жилья, в городе появляются проблемы: транспортная система не справляется с нагрузкой, и город зачастую встаёт в пробках. Городская администрация пытается справиться с нарастающими конфликтами с помощью локальных изменений. Одно из них — развитие района Нордхавн. До 2013 года в этом индустриальном округе находился порт, куда прибывали туристические лайнеры, паромы и технические суда. Сегодня там появляется жильё, развивается малый бизнес, обеспечивая новых резидентов рабочими местами. Районом занимается девелоперская компания By & Havn, которая наполовину принадлежит копенгагенскому муниципалитету, наполовину — датскому правительству. Несмотря на капитальные изменения, By & Havn стремятся сохранить историческое наследие района и зачастую вместо сноса старых зданий преобразовывают их, сохраняя черты индустриального прошлого. КВАРТИРЫ В ЗАБРОШЕННОЙ БАШНЕ Башня Silo. Фото: cobe.dk Одним из таких проектов стал новый жилой комплекс, построенный в здании заброшенной силосной башни. По проекту бюро COBE фасад башни накрыли гранёными блоками из оцинкованной стали, а внутри оставили индустриальный бетонный интерьер. В здании разместилось 38 квартир, при этом каждая из них имеет особые размер и планировку: архитекторы оставили без изменений устройство всех помещений, в которых раньше хранили и обрабатывали зерно. МЕТРО В КАЖДОМ КВАРТАЛЕ Фото: Марк Серый Главная идея всей реновации района — построить как можно больше общественных пространств, удобных для велосипедистов и пешеходов, а движение перестроить таким образом, чтобы ездить по району на машине стало попросту некомфортно. «Мы называем Нордхавн пятиминутным городом: в каждом квартале будет станция метро, что позволит легко добираться от дома до работы», — отмечает Рита Юстесен, глава Отдела планирования и архитектуры городского совета Копенгагена и ведущий архитектор By & Havn. «Это совсем не означает полного запрета на автомобили, но поездки на них становятся просто неудобными: машины смогут ездить внутри кварталов, но передвигаться между ними будет возможно только пешком или на велосипеде». Детские площадки на крыше и водные каналы Детская площадка на крыше парковки. Фото: Марк Серый Кроме этого, в районе создают всё больше гибридных пространств, где дети могли бы играть, а взрослые отдыхать или заниматься спортом. Одно из них построили по проекту бюро JAJA Architects на крыше многоэтажной парковки. Площадка находится на высоте 24 метров над землёй — там расположены и детские качели, и батуты, и всё для спорта: альпинистская спираль, футбольное поле, беговые дорожки и даже место для кроссфита и TRX-тренировок. Нордхавн с трёх сторон окружён открытым морем, чем и решили воспользоваться городские власти. По всему району проведут водные каналы, по которым будет ходить ещё один вид общественного транспорта, вдоль каналов оборудуют зоны для отдыха. Кроме этого, вдоль морской линии появятся кафе, магазины и новые жилые дома. Таким образом, вся береговая линия станет доступной для местных жителей. АДМИНИСТРАЦИЯ САМА ВЫБИРАЕТ, КАКИЕ КАФЕ И МАГАЗИНЫ ПОЯВЯТСЯ В РАЙОНЕ Сейчас главная задача администрации в том, чтобы Нордхавн был не просто одним из районов Копенгагена, но становился самостоятельным городом в городе, со всеми необходимыми удобствами и инфраструктурой. В полномочиях властей города тщательно отбирать все рестораны и магазины, которые появятся в районе. По словам Риты Юстесен, такой строгий отбор позволяет создать правильную комбинацию всего, что необходимо жителям. В район попадает только тот бизнес, который бы помогал сделать это пространство более пригодным для жизни. Представить Нордхавн отдельным городом нетрудно, ведь, по прогнозам, к 2060 году в нём будут жить 40 тысяч новых резидентов. И главная задача — заставить всех этих людей в нём остаться. «Устойчивость города можно оценить только в перспективе, когда люди переезжают в район, в конечном итоге живут в нём и считают его своим домом», — отмечает Рита. Кроме того, город предъявляет повышенные требования к девелоперам, строящим здания в Нордхавне. Это дома с лучшей инсоляцией, централизованной системой кондиционирования, а для большинства зданий и системой сбора дождевой воды. Несмотря на некоторую элитарность района и предположительно высокие цены на квартиры, там всё же появится социальное жильё: город требует, чтобы его в Нордхавне было не меньше 25 %. «Для нас очень важно, чтобы в районе были и частные дома, и социальное жильё, а также квартиры разного размера, подходящие как для семей, так и для тех, кто живёт один», — отмечает Рита. Помимо велосипедных дорожек и комфортных условий для пешеходов, экологичному образу жизни в районе способствуют маленькие расстояния между всем необходимым современному горожанину.

«Город в городе»: как устроен самый прогрессивный район Копенгагена
© Strelka Magazine