Особенности национального подарка: как рынок роскоши готовится к праздникам

Рынок готовится к праздникам, это заметно. В ноябре-декабре количество торгов по «подарочным» категориям — ювелирные украшения, предметы роскоши, часы и аксессуары, серебро, керамика, стекло — достигает пика. Следующий всплеск будет в мае-июне. В эти периоды ежемесячная «норма» тематических аукционов порядка 120–140 против 50–100 в остальные месяцы. Что интересно, зимний и летний пики имеют разный характер. Весной и летом, перед августовскими каникулами на рынке, на торги в основном выходят предметы с более низкой оценочной стоимостью. Часть их оседает в галереях и антикварных лавках именно с тем, чтобы позже, в новогодний период, найти своих конечных владельцев. Ноябрьские и декабрьские торги больше рассчитаны на частного покупателя, а не на дилера — именно поэтому в аукционных каталогах конца года так много предметов высокого класса (так называемых топ-лотов). При этом рынок искусства и предметов роскоши учитывает праздники не только с календарной, но и с тематически-этической точки зрения. Нужно помнить, что обмен подарками заставляет принимать во внимание табу. Так, в Китае нежелательно дарить платки или зонты, в Юго-Восточной Азии лучше не рисковать с подарком, имеющим анималистические мотивы (легко ошибиться с символикой), в арабских странах под запретом, например, алкоголь (а вот ковру, особенно антикварному, ручной работы, там будут рады). Именно благодаря таким нюансам торги декоративно-прикладного искусства становятся все более узконаправленными. Помимо уже привычных аукционов старинных ковров, мужских аксессуаров (The Gentleman’s Edit у Sotheby’s, Gentlemen’s Accessories у Paddle8 и аналоги) или даже — возьмем выше — религиозных реликвий (их ведь тоже часто дарят) появляются такие аукционы, например, как Gold Boxes: шкатулки, таблетницы и табакерки с портсигарами. Последние вновь входят в моду, полагаю, в связи с появлением на сигаретных пачках неприглядных наклеек; вот так Минздрав вернул к жизни целую категорию аксессуаров, утратившую актуальность в начале XX века. «Самый скромный подарок может восхитить, — говорил Андре Моруа. — Но при условии, что ресурсы дарителя тоже невелики». Состоятельный же человек, не без иронии уточнял писатель, должен подарить «немного больше, чем диктует благоразумие». Что ж, в этом смысле чемпионы как раз не французы, а мы. Мы — и Восток. На Западе считается нормальным подарить на юбилей книгу или CD. У нас же рождественско-новогодние праздники, дни рождения, годовщины свадеб, именины — события исключительной важности. В России подарком любят удивить, причем сильно. Знаю историю о том, как люди искали коллекционный танк в качестве презента одному состоятельному бизнесмену. Говорят, нашли. Из опыта нашего агентства — гитара Эрика Клэптона и сапоги-казаки Рональда Рейгана или (из экзотики) средневековый пояс верности с ключом. Особое отношение к подаркам на рубеже XIX–XX веков даже вывело Российскую империю в лидеры по изготовлению различных «подносных» изделий и «обжедаров» (от французского objet d’art, предмет декоративно-прикладного искусства) — произведений фирмы Карла Фаберже, Сазикова, Овчинникова и других поставщиков императорского двора. Пресловутые яйца Фаберже, конечно, эталон подарка. Серия яиц, с 1885 по 1917 год преподносимых российскими императорами своим матерям и женам на Пасху, насчитывает 54 экземпляра. Дальше пошла мода: заказывать яйца у Фаберже стали знать и состоятельные люди. Всего получилось 71 яйцо (15 сейчас у Виктора Вексельберга, остальные в частных коллекциях и музеях). Самое дорогое произведение Фаберже, когда-либо проданное на аукционе, — это розовое яйцо-часы 1902 года, ушедшее с молотка в ноябре 2007 года за £8,98 млн. Не меньшей популярностью пользуются, однако, и фигурки животных, и декоративные цветы в стаканах, вырезанные из драгоценных и полудрагоценных материалов, и другие работы мастеров легендарной фирмы. Впрочем, не Фаберже единым. Скажем, российский императорский фарфор (как и избранное декоративно-прикладное искусство) не теряет популярности, невзирая ни на какие политические дрязги — у русскоговорящих по понятным причинам, ну а у иностранцев еще и потому, возможно, что ассоциируется прежде всего с царской Россией. Во время революции много великолепных предметов попало за рубеж (в основном во Францию и США): с одной стороны, их вывозили сами аристократы, с другой — царское имущество распродавала новая власть. Соответственно, самый широкий ассортимент и лучшие по сохранности предметы находятся сегодня не в России. Скажу больше: немало русского искусства, продающегося в стране сейчас, было куплено за рубежом. Результаты торгов лондонских «русских недель» последних трех лет показывают, что в сегменте декоративно-прикладного искусства процент продаж не опускается ниже 60%, а чаще держится на уровне 65–70% от всех лотов каталога (для сравнения: на аукционе Sotheby’s Art of the Soviet Union в ноябре 2017 года с молотка ушла всего половина лотов). При этом в самой России декоративно-прикладное искусство на аукционах представлено мало. Зато у дилеров его предостаточно: в лавках, в галереях. То есть профессионалы рынка покупают там, а продают здесь. В 2017 году аукционный дом Sotheby’s, на долю которого, по некоторым оценкам, приходится около трети рынка произведений русского декоративно-прикладного искусства, заработал на этом сегменте более £4 млн. Соответственно, годовой оборот всего рынка составил не менее £12 млн ($16 млн). В первой же половине 2018 года процент продаж в сегменте вырос почти на 10%, и если тенденция сохранится, к концу года мы увидим рост денежного оборота, подтвержденный конкретными цифрами. Если же выйти за рамки сектора русского искусства, то цены на серебро, фарфор, ковры, часы, сумки и прочие предметы, традиционно составляющие категорию «подарки», давно уже измеряются в десятках и сотнях тысяч, а то и миллионах долларов. Что показательно, все рекорды не старше пары-тройки лет: в 2017 году рекорд был поставлен для наручных часов ($17,8 млн), в этом году купили самую дорогую в мире сумку Birkin (£162 500). А минувшей весной был побит прошлый рекорд для некитайского фарфора (£1,049 млн за пару фарфоровых ваз ИФЗ 1833 года): фарфоровый севрский сервиз из коллекции Рокфеллера был продан за $1,8 млн. Единственное, что стоит учитывать в погоне за уникальностью подарка, — это законы, регулирующие ввоз и вывоз предметов из страны. В разных государствах они разные, и ограничения могут касаться возраста (например, старше 100 лет), материала (кость, коралл и прочее), цены и даже размера. Самые дорогие Лоты-рекордсмены из традиционных «подарочных» категорий предметов.