От Дионисия до Малевича: русское искусство пришло в Ватикан

ТАЛЛИНН, 16 дек — Sputnik, Ирина Тихомирова. В Ватикане проходит выставка русского искусства "Русский путь. От Дионисия до Малевича". Это ответный жест Третьяковской галереи на экспозицию "Roma Aeterna. Шедевры из пинакотеки Ватикана" в Москве. Галерея Карла Великого базилики Святого Петра принимает в своих стенах экспозицию, охватывающую пять веков русского искусства. Здесь под сводами колоннады правого крыла храма, называемого Браччиа ди Карло Маньо, демонстрируются шедевры Третьяковской галереи. Квинтэссенция русского искусства выражена в особой подборке коллекции: древнерусское искусство представляют иконы таких мастеров прошлого, как Дионисий и Паисий, искусство XIX века — произведения Крамского и Левитана, Нестерова, Репина и многих других. Светскую часть коллекции составляют картины самых известных в Европе русских художников: Малевича, Гончаровой, Кандинского, Филонова. Также присутствуют работы Петрова-Водкина, Кустодиева, Дейнеки, Юона. Русские художники из Эстонии представят свои работы в Москве>> Куратором выставки является Аркадий Ипполитов, петербургский искусствовед, специалист по итальянскому искусству, хранитель кабинета итальянской гравюры Государственного Эрмитажа. С ним сотрудничал Святой Престол в период организации московской выставки, а в преддверии организации этой экспозиции Третьяковки Ватикан высказал пожелание, чтобы ее куратором стал петербуржец Ипполитов. Фрагмент экспозиции «Русский путь. От Дионисия до Малевича», Ватикан, Рим Картины общаются между собой На выставке, организованной Святым Престолом, побывала Александра Мурре, директор Кадриоргского художественного музея. Она прибыла в Рим по приглашению Аркадия Ипполитова, с которым музей Кадриорга давно сотрудничает в деле реализации художественных выставочных проектов. Выставка "Русский путь. От Дионисия до Малевича" сформирована по принципу неожиданных аналогий. Выбор куратора исходил из места, где проходит выставка, и являет собой некое послание, заложенное в произведениях русских мастеров. Фрагмент экспозиции «Русский путь. От Дионисия до Малевича», Ватикан, Рим В галерее картины размещены таким образом, что они находятся в зримом диалоге — временами в споре, временами в согласии. Однако, возможно, центр экспозиции — "Явление Христа народу " кисти Александра Иванова, полотно, которое и в Третьяковской галерее не оставляет равнодушным ни одного посетителя. Фрагмент экспозиции «Русский путь. От Дионисия до Малевича», Ватикан, Рим Александра Мурре в беседе со Sputnik Эстония, делясь своими впечатлениями от посещения ватиканской экспозиции, заметила, что произведения общаются не по живописной или исторической оси. Диалог, задуманный куратором, имеет глубокий философский смысл и провоцирует зрителя на размышления о духовных параллелях, подводит к открытиям. Директор Кадриоргского художественного музея Александра Мурре Здесь соседствуют произведения, относящиеся к совершенно разным эпохам и стилям: например, с одной стороны галереи расположен "Спас Нерукотворный", а напротив — портрет Федора Михайловича Достоевского, с одной стороны — "Троица" Паисия, копия "Троицы" Андрея Рублева (оригинал никогда не покидает пределов родной Третьяковки), а с другой — "Тройка" художника Василия Перова. Иконе XVI века "Апокалипсис" противопоставлен "Черный квадрат" Казимира Малевича, "Купание красного коня" Кузьмы Петрова-Водкина — рядом с иконой "Георгий Победоносец", а "Неутешное горе" Ивана Крамского — напротив иконы "Не рыдай Мене, Мати". Таким образом возникает ассоциативный ряд, который может быть прочитан зрителем очень по-разному. Фрагмент экспозиции «Русский путь. От Дионисия до Малевича», Ватикан, Рим Особый путь русского искусства Эта выставка, по мнению Мурре, не рассказывает об особенностях русского искусства и не является выставкой религиозного искусства. Ее название особенно емко отражает ее суть: "Русский путь" — как избранность, миссионерство, как путь развития, служения русской культуры, духовности. Это путь от распятия — к иконе, от жертвы — к искуплению. Начинает его в залах галереи "Распятие" Дионисия, а заканчивает мажорной нотой икона "О Тебе радуйся". По мнению Мурре, итальянской публике прекрасная русская иконопись достаточно хорошо знакома, поскольку это продолжение все той же византийской традиции, возникшей в Восточной Римской империи, в то время как русский реализм — мало изученное, но исключительно интересное многогранное явление искусства. Говоря об этой выставке в Ватикане, директор Кадриоргского музея отметила, что в отношении российской экспозиции можно применить термин "духовность" — это несколько общее слово, однако художники этого периода действительно работали за идею. "Конечно, искусство России XIX века — оно другое. В то время художники Франции боролись за новые формы в искусстве, а их русские собратья — художники-реалисты, передвижники — боролись за лучшую жизнь. Они верили, что их искусство что-то изменит, что красота действительно спасет мир. Они не писали картины только ради искусства, в их труде было нечто, о чем писал Достоевский, — миссионерство русского народа", — подытожила Александра Мурре. Посетителей Третьяковки восхитят работы эстонских художников>>

От Дионисия до Малевича: русское искусство пришло в Ватикан
© Sputnik Эстония