Ещё

Достроить мост, выбрать новых чиновников и решить с трамваем. Что ждет Кубань в 2019 году 

Фото: РИА "ФедералПресс"
Заняться Краснодаром и властью в Сочи
Политтехнолог, директор консалтингового агентства NPR Group Дмитрий Фетисов отмечает, что перед губернатором Вениамином Кондратьевым и руководством края стоят все те же вызовы, что и раньше. И на первом месте — развитие социальной инфраструктуры Краснодара, которая не справляется с количеством переехавших на постоянное место жительства. «Этой проблеме уже не первый год. У властей в 2018-м были определенные успехи в данном направлении (например, получение Краснодаром статуса города-миллионника). Но еще многое предстоит сделать, чтобы ситуация вошла в стабильное русло», — уверен эксперт.
Вторым по важности вызовом станет решение проблемы со сменой власти в Сочи, считает Дмитрий Фетисов. В этом году произошла замена руководящей команды города-курорта, поскольку многие руководители (включая нескольких первых вице-мэров) были арестованы по подозрению в мошенничестве. А в следующем году в «олимпийской столице» должны пройти выборы мэра. «Из-за огромного числа скандалов вокруг Пахомова сейчас встал вопрос: продолжит ли он дальше работать в качестве мэра? А точнее, дотянет ли он до выборов и будет ли пытаться переизбраться (уже по конкурсу, где решат депутаты, — прим. ред.)», — рассказал Фетисов.
Обновить судебную власть
Крупных внутриэлитных событий не просматривается — после выборов в заксобрание в регионе установилось политическое затишье, и пока оно не нарушено, отмечает Дмитрий Фетисов. «Краснодарский край не входит в кремлевский список сложных регионов. Руководство страны не считает, что здесь есть проблемы, требующие срочного вмешательства. Кубань является одним из самых благополучных регионов России. И Вениамин Кондратьев если и не входит в число губернаторов-тяжеловесов, то сильно приближается к ним. И даже возвращение в регион экс-губернатора и экс-главы Минсельхоза Александра Ткачева не сильно отразилось на позициях Кондратьева», — говорит Дмитрий Фетисов.
Значимым, но уже не зависящим от губернатора процессом, станет ротация в судебной власти. Этой осенью глава краевого суда Александр Чернов (занимавший должность почти четверть века) заявил о намерении уйти из-за возраста и состояния здоровья. Ожидается, что отставка состоится в начале следующего года. «Определенные силы попытаются провести на освободившуюся должность своих кандидатов. Возможно, снова вспомнят Хахалеву, связывая ее с теми или иными покровителями наверху и используя это в качестве давления, — уточняет Фетисов.
Выбрать новых чиновников
В новом году предстоит избрать глав городов и сел, а также муниципальных депутатов — это почти 6,5 тыс. чиновников. Конечно, »Единая Россия» проведет праймериз. «Нельзя сказать, что выборы будут определяющими. Но само количество избирательных кампаний — определенный вызов для политической системы края и непосредственно для Кондратьева. Особенно, учитывая растущее по всей стране социальное напряжение. В регионе оно выражено не столь ярко, как в других, но в Кремле результаты этих кампаний будут оценивать очень внимательно», — говорит Дмитрий Фетисов.
Запустить экономику
Задаст определенный вектор и позитивно отразится на потенциале региона стратегия социально-экономического развития до 2030 года, которая должна быть разработана и принята властями не позднее весны 2019-го. Это важно, поскольку более 30% ВРП края создается в Краснодаре, уточняет экономист, замглавы общественной палаты Кубани Александр Полиди.
Продолжится реализация крупных промышленных проектов. Эксперт отмечает, что фактически уже создано несколько промпарков, к которым подводят инфраструктуру. Например, индустриальный парк «Краснодар» в поселке Дорожном (236 га), где запускают крупнейшее предприятие по производству хлебобулочных и макаронных изделий (и парк, и предприятие входят в ГК «Магнит»). Также в Краснодаре идет проработка строительства еще трех промышленных парков: Восточная промзона в районе улицы Тихорецкой (66,4 га), агропромышленный парк в районе станицы Старокорсунской (251 га) и промпарк «Компрессорный завод «Борец» в районе улицы Ростовское шоссе (22 га).
«Я жду развития Восточной промышленной зоны (в ноябре здесь была открыта новая подстанция, которая даст половину потребляемой ежедневно Краснодаром мощности и позволит запустить индустриальный парк, — прим. ред.). Думаю, что в скором времени туда придут и резиденты», — делится Александр Полиди.
Задуматься о транспортных инновациях
Наконец-то должны приступить к проекту развития аэропорта Пашковский в качестве мультимодального комплекса и транспортно-пересадочного узла. К 2022 году «Базэл Аэро» обещает новый аэровокзал, грузовой и vip-терминалы, привокзальную площадь и парковки за 11 млрд рублей. «Как минимум, здесь начнутся работы нулевого и ранних циклов по проекту. Из региональных объектов такого масштаба он является самым значимым в России», — рассказывает Александр Полиди.
Ждут эксперты и начала реализации проектов по развитию альтернативного транспорта в Краснодаре. «Я был бы очень осторожен по поводу перспектив канатного метро (проект первой очереди соединит Западный обход Краснодара, пос. отделения №3 ОПХ КНИИСХ, ТРК „Красная площадь“, улицу Российскую, стадион ФК „Краснодар“, улицу Красную и Ботанический сад. Еще одна линия соединит „Красную площадь“ и улицу Красную в районе с улице Северной, — прим. ред.), — говорит Полиди. — Но здесь есть экономика, понятны цифры и окупаемость. Все остальные проекты с новым видом транспорта для Краснодара менее реалистичны. Это касается и развития скоростного трамвая, и речных перевозок».
Что касается развития трамвайных линий, Александр Полиди ожидает реализацию в виде отдельных веток. При этом власти Краснодара уже сообщили, что этим возникли проблемы: по новым техническим условиям вокруг трамвайного полотна должна быть 40-метровая шумозащитная зона. В городе таких коридоров фактически не осталось. Если этот вопрос решат в федеральных министерствах, то помимо путей по Московской и выводу трамваев на Восточно-Кругликовскую, будет создана трамвайная ветка в микрорайон Гидростроителей и, возможно, продлят пути по Бершанской до аэропорта Пашковский.
Достроить Крымский мост и Краснодарский обход
Отдельно стоит упомянуть вторую очередь Крымского моста — строительство железнодорожного переезда через Керченский пролив, что будет завершено в 2019-м год, а также Краснодарский обход. Последний положительно скажется на пассажирских перевозках, а также уменьшит транзит опасных грузов через кубанскую столицу. «Нас ждет кратное увеличение пропускной способности на ряде направлений. Также это даст дополнительные возможности для развития пассажирского сообщения внутри краснодарской агломерации», — рассказывает экономист Александр Полиди.
Ну а с запуском железнодорожного переезда Крымского моста увеличится транспортная доступность полуострова, его инвестиционная привлекательность. Будет повышено значение Кубани в качестве транзитного региона — переезд опосредованно привлечет дополнительные инвестиции в экономику, отмечает Полиди.
Что может угрожать
В числе угроз эксперты отмечают мусорные протесты, которые могут стать итогом проходящей по всей стране реформы отрасли утилизации отходов. «Специфика Краснодарского края — это густонаселенность, большое количество проживают в селах. Жители больших городов не так остро отреагируют на увеличение стоимости вывоза ТБО. А для селян это станет серьезным ударом и может не только отразиться на предстоящих выборах, но и стать катализатором массовых социальных протестов», — уточняет Дмитрий Фетисов.
По экономике ударит снижение покупательной способности населения. Вместе с ростом налогов и стоимости ГСМ это может сильно сказаться на фермерах и розничной торговле. Экономист Роман Иноземцев уверен, что риски от санкций для Кубани сильно переоценены. Они либо уже реализовались, либо не так опасны для хозяйственной сферы. Эксперт призывает не паниковать и не ждать глобальных проблем для региональной экономики. «Каким будет следующий год, зависит от нас с вами. И в наших силах сделать так, чтобы многие негативные прогнозы так и остались несбыточными. Перспективы Кубани на 2019-й выглядят куда лучше, чем в других регионах. У нас много факторов, дающих экономике края серьезные преимущества», — резюмирует Роман Иноземцев.
Фото: ФедералПресс / Андрей Гусий
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео