Темный «Перекресток». Как в России осваивают формат дарк-сторов

По пустым коридорам индустриального здания тянутся бесконечные стеллажи: макароны, консервы, шампуни. Среди полок изредка мелькают люди в униформе, их маршрут сопровождает звук пикающего штрихкода. Отсутствие покупателей — характерная особенность любого дарк-стора (dark store) — магазина-склада, который предназначен для обслуживания интернет-заказов. Сам формат возник в Великобритании, его первооткрывателем считается сеть Sainsbury’s, но первые дарк-сторы в 2009 году открыл ретейлер Tesco в графстве Кент в ответ на высокий спрос на доставку товаров онлайн. К тому времени Tesco уже получал около 500 000 заказов в неделю, их выполняли существующие розничные супермаркеты. Сегодня сеть имеет шесть дарк-сторов, на которые приходится 47,5% всех онлайн-продаж продуктов в Великобритании. «Мы пристально наблюдали за опытом коллег и многое переняли», — признает Денис Васильев, директор по электронной коммерции «Перекрестка». Торговать продуктами через интернет сеть начала весной 2017-го. Через год, чтобы нарастить интернет-продажи, открыли дарк-стор в Москве, а затем в Петербурге. С того момента число заказов выросло более чем до 2000 в день. На запуск двух дарк-сторов первого поколения «Перекресток» потратил более 400 млн рублей. А к концу 2018 года в «Перекрестке» надеются заработать на онлайн-продажах 1,5 млрд рублей и за три года довести доход от онлайна до 2% от общей выручки. Означает ли это быструю окупаемость проекта? Нет. Отстроив первое поколение дарк-сторов, какие у Tesco были 10 лет назад, «Перекресток» начнет тестировать автоматизацию на новых складах (пока там очень много ручного труда). Российский рынок доставки продуктов пытается наверстывать упущенное, говорит Васильев: «И тот путь эволюции, который на Западе занял десятилетие, мы должны пройти гораздо быстрее». Forbes побывал в дарк-сторе «Перекресток» в Петербурге.