Улететь в одни руки. «Ижавиа» нашло себе управу

АО «Ижавиа» (100 % акций находятся в собственности Удмуртской Республики) решило передать полномочия единоличного исполнительного органа управляющей организации. Как следует из проекта договора, размещенного на сайте госзакупок, за вознаграждение в 297 млн рублей управляющая компания будет осуществлять полномочия по оперативному руководству текущей деятельностью «Ижавиа», оказывая услуги в области стратегического развития и коммуникаций, инвестиционной деятельности, корпоративного управления, сделок по приобретению и отчуждению имущества или реструктуризации активов, закупок и т. д. Срок действия договора – до 30 ноября 2023 года. В правительстве Удмуртии не смогли оперативно ответить на запрос «ФедералПресс» о выборе управляющей компании для «Ижавиа». Однако, по словам экспертов, передача исполнительных полномочий не противоречит законодательству, а прецедентов, когда исполнительным органом является не человек, а юридическое лицо, в корпоративной практике в России достаточно много в разных отраслях. «Если мы говорим конкретно об аэропортовой деятельности, то самой распространенной является практика аэропортов, входящих в холдинг «Аэропорты регионов». Там существует позиция управляющего директора, а единоличным исполнительным органом является юрлицо. Если говорить о компании, которая принадлежит региону, здесь чуть-чуть сложнее. Дело в том, что в России относительно крупных аэропортов, которые контролируются регионами, не слишком много. Значительная часть аэропортов на тех или иных условиях передана частным инвесторам. И с этой точки зрения небольшого количества аэропортов, которые остались у муниципалитетов и субъектов Федерации, такая схема не является распространенной», – поясняет глава аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. Любопытно другое. Управляющую организацию АО «Ижавиа» определило путем закупки у единственного поставщика – ООО «Поможем» (Professional Management Group (PMG)). По данным базы «СПАРК-Интерфакс», «Поможем» зарегистрировано в 2016 году в Нижнем Новгороде, уставный капитал составляет 10 тыс. рублей, а среднесписочная численность предприятия – один человек. Основной вид деятельности ООО определен как «регулирование и содействие эффективному ведению экономической деятельности предприятий». По данным «СПАРК-Интерфакс», первые два контракта «Поможем» получило в прошлом году – это контракты АО «Ростоваэроинвест» и АО «Международный аэропорт Нижний Новгород» на услуги пользования системой обратной связи на общую сумму 940,5 тыс. рублей. На сайте PMG сообщается также о внедрении в 2016–2017 годах системы обратной связи «Да/Нет» в двух нижегородских поликлиниках, офисах продаж круизного оператора «Гама» и Саратовской городской клинической больнице № 5. В 2013–2016 годах система обратной связи была апробирована в нижегородском аэропорту Стригино, когда его исполнительным директором был нынешний генеральный директор «Ижавиа» Александр Синельников. Он и является руководителем и бенефициаром ООО «Поможем». Александр Синельников возглавил «Ижавиа» в мае 2018 года, сменив на этом посту Александра Городилова. «ФедералПресс» обратился в «Ижавиа» с просьбой пояснить проведенную закупку, но в компании тоже не смогли оперативно ответить на запрос, сославшись на высокую загруженность руководства и компании в целом. Там отметили, что все силы авиакомпании сейчас брошены на решение текущих производственных задач – работу с пассажирами отмененных в новогодние праздники рейсов. Кстати, в пятницу Приволжская транспортная прокуратура сообщила, что в связи с задержками рейсов в отношении гендиректора и иных должностных лиц авиакомпании возбуждено уголовное дело о халатности. Впрочем, пока эксперты не подозревают в выборе управляющей компании некий шкурный интерес. «Сам по себе генеральный директор своим волюнтаристским решением передать полномочия единоличного исполнительного органа юрлицу, в котором он является руководителем и собственником, не может. Это решение именно собственника «Ижавиа». Если собственника такой вариант событий устраивает, сложно в этом усмотреть что-то неправомочное», – полагает Олег Пантелеев. Добавим, что уже в первом квартале этого года может начаться процесс разделения «Ижавиа» на авиакомпанию и аэропорт. Необходимость этого в начале 2018 года признал глава республики Александр Бречалов. На разделении настаивали удмуртские антимонопольщики, считая, что предприятие препятствовало конкурентам в полетах в Ижевск. Эксперты констатируют, что количество таких объединенных авиаотрядов в России постоянно сокращается. «Если мы посмотрим на опыт регионов, региональные аэропорты в общем-то, как правило, выживают и, может быть, становятся прибыльными, а вот региональные авиакомпании зачастую в рыночной борьбе проигрывают существующим игрокам федерального масштаба. И с этой точки зрения задача сохранения авиакомпании является далеко не тривиальной. В случае с аэропортом это несколько проще. Поэтому сейчас речь идет о том, чтобы дать «Ижавиа» какое-то время на раскачку и сформировать новую бизнес-модель авиакомпании, но и дать ей возможность осуществить достаточно сложную процедуру, связанную с обновлением парка воздушных судов. Если удастся показать, что эта бизнес-модель жизнеспособна, то после этого вполне можно ожидать, что разделение состоится», – резюмирует Олег Пантелеев. Фото: izhavia.su.

Улететь в одни руки. «Ижавиа» нашло себе управу
© РИА "ФедералПресс"