Как составить текст вакансии, чтобы на нее никто не откликнулся
Самый частый вопрос, который мне поступает во время бизнес-консультаций: «Как найти нужного сотрудника? Чего мы только ни делали, а приходят к нам все не те!» В таких случаях сначала выясняем: кого всё-таки ищет работодатель, кто «те», а далее проводим аудит проделанного ранее работы. Как правило, дьявол кроется в мелочах и, чаще всего, в самом профиле вакансии! Ошибка в описании вакансии может стать роковой — нужный кандидат не заметит ее и пройдет мимо. Давайте рассмотрим самые распространённые ошибки в описании вакансии: 1. Название вакансии Название вакансии не дает ясного представления о функционале или вызывает неприятие у соискателей. Например, «клиентщик» (менеджер по работе с клиентами), « начальник стада» (пастух). Вы сами хотели бы занимать должность клиентщика или начальника стада?! То-то же! Часто в объявлениях о работе можно увидеть витиеватые, сложные конструкции в названии вакантной должности, что усложняет ее понимание той целевой аудиторией, для которой она изначально и была опубликована. Да и рекрутерам сложно выполнить такой запрос. Например, «младший специалист службы информирования клиентов малого и среднего бизнеса» - речь идет о вакансии «оператора контактного центра», но вряд ли соискателям будет это понятно. Так же как, например, «главный специалист отдела кредитной администрации юридических лиц», «руководитель проектов и программ управления реформирования финансового сектора», «менеджер по продажам дорожных знаков, средств организации дорожного движения», «мастер по работе с костью», «категорийный менеджер (хлеб, торт, яйцо)». Как в той поговорке: «Не каждая птица долетит до середины Днепра…», так и не каждый соискатель дочитает такую вакансию до конца. 2. Профиль вакансии (описание вакансии) не акцентирует внимание целевой аудитории «Краткость – сестра таланта», но описание должностных обязанностей парой строк не дает кандидату понимания объема работ и приоритетности задач. Другая крайность – полностью скопированная должностная инструкция. Поэтому важно найти баланс: корректно и однозначно прописать требования к специалисту и соответствующее вознаграждение; сбалансировать свои привлекательные стороны (гибкий график, курсы английского или наличие теннисного стола) и непривлекательные (офис далеко, но есть корпоративный транспорт или рядом остановка общественного транспорта, график с плавающими выходными, возможность работать удаленно); сделать акцент на тех особенностях вашей корпоративной культуры, которые важны целевой аудитории. Например, если это молодые специалисты, подробнее рассказывать про развитие и карьерный рост; для более зрелых специалистов кроме профессионального развития важна еще и стабильность – ее тоже лучше упомянуть. 3. Дискриминация До недавнего времени каждое второе объявление о работе содержало указания на предпочтительный возраст, пол, место жительства, внешность или другие требования к претендентам на должность, не связанные с их деловыми качествами и опытом. Теперь на законодательном уровне работодателям запрещено в объявлениях о вакансиях указывать требования к полу, расе, цвету кожи, национальности, языку, происхождению, имущественному, семейному, социальному положению, к возрасту, месту жительства, отношению к религии, убеждениям и другим обстоятельствам, не связанным с деловыми качествами работников. 4. Безграмотность Соискатели обращают внимание не только на смысл вакансии, но и на ее оформление. Ошибки, помарки, фамильярность, грубости и неудачные шутки — все это ведет к тому, что у кандид атов формируется невысокое мнение о компании и, соответственно, нежелание рассматривать такие вакансии. Безграмотное объявление создаст о вас впечатление, как о несерьезном работодателе. Сокращений также стоит избегать. Они создают впечатление спешки и пренебрежения. 5. Креатив и юмор Иногда в тексте объявлений о работе встречаются шутки и креатив, которые не воспринимаются однозначно, или могут быть неуместны и непонятны для целевой аудитории. Например: Вакансия 1. Рядовой Вне очереди рассматриваются кандидаты, имеющие негативный опыт поступления в вузы страны. Характеристика работ: Вакансия компании Военкомат №11. Регион: филиалы по всей стране. Военкомат №11 представительство крупной сети ВС РФ, мирового лидера в области патриотизма и охраны родины. Обязанности: служить. Приветствуется: хорошее здоровье и отличное позитивное настроение. Условия: Полные рабочие сутки. Работа в молодом дружном коллективе под руководством чутких опытных наставников. Возможность карьерного роста после испытательного срока (2 года). Церемония торжественного принятия джоб-оффера. Возможность дополнительного обучения различным профессиям (подрывник, химик, стрелок, водитель, а также рабочие специальности). Работа на свежем воздухе. Социальный пакет: Бесплатный (принудительный) фитнес. Личный стилист. Корпоративный дресс-код, обеспечение одеждой. Круглосуточный тим-билдинг и коучинг методом погружения. Оплачиваемые обеды, завтраки и ужины. Бесплатное проживание в пяти минутах бега от места работы. Работа на бдительно охраняемой территории. Яркие, незабываемые корпоративные праздники, выезды на природу. Вакансия 2. PR-менеджер Краткость - сестра таланта. Хотите об этом поговорить? Если Вы: работали в «хорошем» PR агентстве;имеете аккаунт в ФБ и ЖЖ;знаете кто такой drugoi; умеете делать мероприятия для прессы; хотите работать с lovemarks в молодом креативном агентстве, то нам по пути. С одной стороны, если это коллектив творческих, неординарных личностей, такой текст вакансии будет достаточно уместен. Однако, если вакансия в серьезной финансовой компании будет заканчиваться: «С уважением, ваша Зарплата и Карьера» — не все кандидаты смогут воспринять текст вакансии с надлежащей серьезностью. Поэтому прежде чем креативить в описании вакансии, предварительно нужно синхронизировать такой текст с корпоративной культурой, ценностями и просто общепринятой стилистикой коммуникации в компании и насколько эта информация будет доступна для восприятия целевой аудиторией. 6. Ни слова о компании Часто встречается ситуация, когда работодатель в тексте вакансии рассказывает только про должность и обязанности, не упоминая о себе. Следствием такого подхода является отсутствие доверия к работодателю. Поэтому нужно рассказать о компании. Даже одного абзаца, выделяющего вашу компанию среди конкурентов, будет вполне достаточно. Если у компании есть сайт и страницы в соцсетях, то ссылки на них тоже нужно указать в профиле вакансии: чем больше у соискателя будет информации о потенциальном работодателе, тем выше коэффициент доверия. 7. Категоричность От фраз типа «рассматриваем кандидатов только с опытом работы от 5 лет» лучше воздержаться. Они значительно сузят круг соискателей. А ведь по всем остальным параметрам кандидат вполне может подойти на должность. Используйте более гибкие формулировки «желателен опыт работы в такой-то сфере». 8. Ложь «Заработная плата – по договоренности (или по итогам собеседования)». Люди предпочитают конкретные цифры и избегают неясных или подозрительных формулировок. Чтобы привлечь соискателей, некоторые компании могут указывать в объявлении зарплату выше, чем есть на самом деле. Делать этого не стоит. И в случае, если должность предполагает частые командировки, сообщайте об этом сразу. Когда ложь вскроется, не факт, что новый сотрудник останется работать у вас и дальше, т.к. изначально у него были другие ожидания. За последние пару лет количество вакансий увеличилось в разы, поэтому работодателю нужно прилагать все больше усилий для привлечения и удержания внимания его кандидата. И если ваша компания — не «компания мечты» кандидата и не предлагает заоблачную зарплату, вам придется постараться, чтобы соискатель просмотрел объявление о вашей вакансии и откликнулся на него. Поэтому, чем меньше из вышеперечисленных ошибок вы допустите, тем больше шансов заинтересовать нужного кандидата. Фото Pixabay