Ещё
Эксперт рассказал о росте пенсий в РФ
Эксперт рассказал о росте пенсий в РФ
Личный счет
Сменился лидер списка самых богатых людей
Сменился лидер списка самых богатых людей
Компании
Миру грозит новая Великая депрессия
Миру грозит новая Великая депрессия
Экономика
Власти раскрыли, какой станет пенсия через год
Власти раскрыли, какой станет пенсия через год
Личный счет

Вторая «шестилетка» Путина: На кого прольется золотой дождь национальных проектов 

Вторая «шестилетка» Путина: На кого прольется золотой дождь национальных проектов
Фото: Свободная пресса
Я прекрасно понимаю людей, которым хочется увидеть какие-то позитивные изменения в нашей жизни. В частности, за более чем четверть века наш народ так «нахлебался» рыночной «свободы», что ностальгически вспоминает о народнохозяйственном планировании в Советском Союзе. И ему уже мерещится, что власти наконец-то постепенно возвращаются к нему. Да, пока у нас нет того, привычного и надежного пятилетнего планирования («пятилеток»), какое было в СССР, но кое-что уже имеется. Вроде бы перестаем жить одним днем, смотрим в будущее и даже пытаемся планировать. В , в , отдельными министерствами и ведомствами принимаются какие-то документы, в названиях которых присутствуют слова «программа на период…», «стратегия», «долгосрочное развитие» и т.п.
Масса документов содержат так называемые прогнозы социально-экономического развития России на год, на три года, на пятилетие, на более длительные периоды времени. При этом некоторые лукавые эксперты и профессора подают это как чуть ли не возрождение желанного всеми экономического планирования. Мол, это тоже планирование, только не «директивное» (как в Советском Союзе), а «индикативное» (т.е. имеющее характер рекомендаций или выступающее ориентиром для субъектов экономической деятельности).
Примечательно, что слова «план», «планирование», «плановый» встречаются достаточно редко даже в самих документах, не говоря уже об их названиях. Исключение представляет словосочетания типа «план мероприятий», «план заседаний», «план устранения недостатков» и т.п. Моя версия такова: чиновникам по каким-то причинам не хочется напоминать себе и другим, что в стране было экономическое и социальное планирование. Внедряемый в стране новояз (в духе Оруэлла) табуирует слова «план», «планирование», «плановый».
Но вернемся к современному словарю с его словами «программа», «стратегия», «долгосрочное развитие» и т.п. Число государственных документов с такими словами в названиях сегодня измеряется сотнями. В этом нет ничего удивительного, ведь основная функция наших государственных ведомств — продуцировать все новые и новые документы. Вот и Государственная Дума Российской Федерации недавно с гордостью рапортовала, что приняла уже восемь тысяч законов.
Президентский майский указ 2018 года: возрождение среднесрочного планирования?
Среди нормативных документов, определяющих перспективы будущего развития страны, наверное, наиболее важными и авторитетными являются президентские указы, называемые «майскими». Сейчас у всех на слуху указ президента, подписанный 7 мая нынешнего года, который называется «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Документ, если вести отсчет от 1 января 2019 года, определяет перспективу аж на 6 лет, получается «шестилетка». Указ определяет девять стратегических целей и предусматривает, что их достижение будет осуществляться с помощью 12 национальных проектов. Перечислю эти проекты: 1) здравоохранение, 2) образование, 3) жильё и городская среда, 4) экология, 5) автодороги, 6) наука, 7) рынок труда, 8) цифровая экономика, 9) культура, 10) малый бизнес, 11) магистральная инфраструктура, 12) международное сотрудничество и экспорт. И по каждому национальному проекту свои цели, причем не только качественные, там имеется немало количественных показателей, на которые предполагается выйти к 2024 году.
Почему бы не назвать майский президентский указ шестилетним социально-экономическим планом? Или по аналогии с первыми пятилетними планами, называемыми «сталинскими пятилетками», — «путинской шестилеткой»? — Не получится.
Президентский майский указ: цели есть, а средства не предусмотрены.
Во-первых, потому, что в майском указе сформулированы цели (общие и специфические по каждому национальному проекту), которые не обеспечены средствами их достижения. Прежде всего, ресурсами: людскими (специалисты соответствующих профилей); материально-техническими (например, машинами и оборудованием) и финансовыми (как рублевыми, так и валютными). Увы, указ о средствах и ресурсах ничего не говорит. Выглядит все это и смешно, и грустно одновременно. Потому что цели и задачи провозглашены, а деньги и все остальное чиновники начинают искать уже после подписания указа. И, как выясняется, денег в достаточном количестве нет. Хоть ты тресни! Правительство РФ уже к лету все подсчитало и сказало: на «путинскую шестилетку» потребуется 28 трлн. руб. По валютному курсу того времени почти 450 млрд долл., т.е. в среднем примерно по 75 млрд долл. в расчете на год. Вот тут и началась эта чехарда с пенсионной реформой, введением дополнительного НДС, «налоговым маневром» и прочими «креативными штучками» чиновников, рыскающих в поисках денег на «шестилетку».
На сегодняшний день картина выглядит следующим образом: премьер-министр объявил, что уточненный объем федерального финансирования национальных проектов составит 5,7 трлн. рублей на ближайшие три года. Причем из этой суммы 1,3 триллиона будут доведены регионам в виде трансфертов из федерального бюджета.
А почему премьер назвал цифру только на ближайшие три года, а не на все шесть? Да потому, что бюджетный процесс Российской Федерации предусматривает разработку проекта бюджета на предстоящий год и на трехлетний период. А что будет после 2021 года, никто сегодня вообще ничего сказать не может. Итак, явный диссонанс: горизонт целей равен шести годам, а горизонт бюджетного финансирования — только три года.
Если изначально предполагалось, что бремя финансирования национальных проектов федеральный центр и региону поделят поровну, то сейчас понятно, что на регионы рассчитывать не приходится, зато они на федеральный бюджет очень даже рассчитывают. Всем уже понятно, что никаких 28 триллионов рублей на «шестилетку» не будет. Будет настоящим чудом, если будет изыскана хотя бы половина указанной суммы.
Президентский майский указ: цели есть, а где ответственность?
Во-вторых, замысел «шестилетки» не предусматривает особой ответственности за ее невыполнение. Есть понятие «паспорт национального проекта». 2019 год — время старта национальных проектов. А задания в рамках «паспортов» по национальным проектам до сих не расписаны внятно не только между отдельными ведомствами и организациями. Не очень даже понятно, где проходит граница участия в национальных проектах между федеральным центром и регионами. А ведь 12 национальных проектов надо еще увязать с 67 государственными программами, которые были приняты в РФ. При этом программы должны иметь как федеральную, так и региональную составляющую. А во многих регионах не только жители, но и чиновники о некоторых государственных программах слышали только по телевизору. А национальный проект для них такая же абстракция, как проект гибридного транспортного средства Hyperloop Илона Маска. При такой невнятности распределения усилий и ответственности в реализации национальных проектов между участниками сложно говорить об исполнительской дисциплине.
Майские указы 2012 года: предварительный «разбор полетов»
О какой ответственности можно говорить, если перед нашими глазами опыт «исполнения» президентских майских указов 2012 года? Правильнее сказать: неисполнения. Напомню, что жанр под названием «президентские майские указы» родился в 2012 году, когда В. вернулся в президентское кресло, которое до этого занимал Д. А. Медведев. 7 мая указанного года президентом было подписано аж 11 указов. О