Страдают целые районы - Объём мошенничества растёт, - сообщил заместитель генерального директора «Петроэлектросбыта» Владимир Резниченко. - В нашей сфере горе-электрики чаще всего пытаются заставить заменить приборы учёта. Для этого используют целый ряд уловок. Угрожают отключением, обещают вычесть стоимость работ из общей суммы за электроэнергию, делают «супервыгодные» предложения, утверждая, что это сезонные акции или скидки. Нередко ссылаются и на выдуманные законодательные акты, которые якобы запрещают использовать те или иные системы, поэтому срочно требуется замена. Обычно такой набег совершают сразу на целый район. Например, перед Новым годом «страдал» Калининский, до этого - Пушкин, Колпино, Петродворец. Чтобы добиться своего, обманщики идут на всяческие ухищрения. - Недобросовестные коммерсанты прикрываются «Водоканалом», прекрасно зная, что никакого отношения к нашей организации не имеют, - рассказал замдиректора департамента экономической безопасности ведомства Георгий Игнатов. - Горожанам предлагают заменить счётчики холодной воды и установить фильтры. Однако наши представители по квартирам не ходят, посредников мы тоже не привлекаем. Если же нужно смонтировать оборудование или его опломбировать, достаточно нам позвонить и заранее уточнить день и час визита. Из плиты течёт вода Опасность ещё и в том, что такие «специалисты» действуют крайне непрофессионально, а это может привести к авариям и несчастным случаям. - Чаще всего путают штуцер для газа с аналогичной деталью для воды, - сообщил замгенерального директора - главный инженер «ПетербургГаза» Олег Миронов. - В итоге после такого ремонта из газовой плиты течёт вода. Пытаясь обогатиться, газовые мошенники используют все способы. Так, они хорошо знают, что домовое оборудование по нормативам обследуется не реже раза в год. Графики проверки печатают на своих сайтах администрации районов, управляющие компании, а конкретные даты указываются в квитанциях на оплату. Дельцы этим пользуются. Узнают день технического обслуживания и приходят накануне. Если учесть, что в Северной столице газом пользуются жители 1,3 млн квартир, можно только догадываться о «прибыли» обманщиков. - Есть и вопиющие случаи, - продолжает Олег Миронов. - Например, в городе существует фирма «ПетербургГазСантехЭлектромонтаж». Сокращённо они называют себя «ПетербургГаз», частично совпадают и номера телефонов. В результате потребители путаются и принимают одну организацию за другую. Чаще всего эта контора навязывает установку сигнализаторов утечки газа. Цена приборов - до 5 тысяч в зависимости от модели. Однако по закону их использование не обязательно, всё зависит от желания собственника квартиры. Счётчики же требуются лишь при наличии котла. Мы уже подали жалобу в УФАС, сейчас идёт разбирательство. Оперативно найти, наказать мошенников мешают пробелы в законодательстве. - Собственник лично должен обратиться за защитой нарушенных прав в полицию либо Роспотребнадзор, инициировать проверку, - прокомментировал ситуацию начальник технического управления жилищного комитета Андрей Джалалов. - Если речь о финансовых махинациях - в прокуратуру и ФАС. У ведомств такие полномочия отсутствуют. Однако в реальности к правоохранителям пострадавшие спешат редко. Отпугивает бюрократическая волокита, необходимость доказать, что человека ввели в заблуждение. Да и в зону риска в основном попадают пенсионеры, которые чаще всего днём одни дома и не в состоянии противостоять натиску жуликов. Как отличить сотрудников официальных городских организаций от мошенников: «ПетербургГаз» Сотрудники приходят в форме ведомства, предъявляют удостоверение с печатью. Если сомневаетесь, звоните «04», там подтвердят, числится такой в штате или нет. Надо помнить, что в квартиру доступ работникам «ПетербургГаза» по закону обеспечивается только в трёх случаях: в соответствии с графиком обслуживания; если владелец вызвал сам для ремонта и профилактики; устранение аварий. Телефоны горячей линии: 04, с моб. 104; 610-04-04. «Петроэлектросбыт» Электрик приходит в форме, с удостоверением. Кроме того, у него в ведомости есть данные о вашем счётчике. Вы вправе спросить серийный номер, не открывая дверь. Если всё совпадает, тогда можно впустить в квартиру. У мошенников такая информация отсутствует. Телефон контактного центра: 679-22-22. «Водоканал Санкт-Петербурга» По квартирам сотрудники не ходят, посредников организация тоже не привлекает. Исключение составляет частный сектор в городе и пригородах. В случае проверки или замены узлов учёта, опломбировании счётчиков необходимо попросить свидетельство об аккредитации компании и сертификации на этот вид работ. Телефон горячей линии: 305-09-09. Управляющие компании Все УК принимают заявки предварительно. У сотрудников должен быть наряд-заказ на выполнение работ. Если речь о специализированных фирмах, представители УК приходят вместе с ними. Жильцы вправе поинтересоваться номером договора, а при возникших вопросах обратиться в свою управляющую компанию. Почему верим аферистам? Сопредседатель Всероссийского общества потребителей Анатолий Голов: - В возникшей ситуации гражданам надо проявлять больше бдительности. Ну почему мы такие наивные? Отчего так легко позволяем «впарить» нам подделку, отдаём немалые деньги за несуществующие услуги, фальсификат? Преступники же чётко улавливают настроения, играют на психологии. Посмотрите, как после трагедии в Магнитогорске и Шахтах выросло число фальшивых газовщиков. Они приходят и говорят: «Хотите, чтобы так же рвануло? Нет? Ставьте счётчик». Многие поддаются на провокацию. Сейчас усилились разговоры о потребительском минимуме электроэнергии. Мол, за всё, что выше, придётся платить. Не исключаю, что вскоре появятся мастера, предлагающие поставить приборы, показывающие заниженные данные. К тому же такие продавцы могут быть очень убедительными, а продажу копеечного переключателя по заоблачным ценам объяснить маркетинговым ходом. Поэтому надо учиться защищать свои права. За поддержкой можно обратиться, в том числе, в нашу «Школу ЖКХ». В городе немало организаций, где грамотно и своевременно проконсультируют потребителей.

Грабёж или маркетинг?
© АиФ Санкт-Петербург