РЖД загнали Байсарова в тупик

Счетная палата (СП) РФ проверила, как ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) ведет строительство участка Междуреченск-Тайшет (УМТ) Красноярской железной дороги. И пришла к неутешительным выводам: трассу РЖД вовремя не сдадут, и Тувинской энергетической промышленной корпорации (ТЭПК) Руслана Байсарова, которая уже третий год ждет открытия движения по дороге для экспорта угля с месторождения Элегест, придется потерпеть еще несколько лет. УМТ — часть проекта по созданию железнодорожной линии Кызыл-Курагино (см. карту), которую строят по концессии ТЭПК, УК «Лидер» и РЖД. Без этого участка ТЭПК не сможет в полном объеме (до 15 млн тонн в год) вывозить уголь с Элегестского месторождения в Туве, освоение которого компания ведет с 2011 года, объем инвестиций в разработку — 106,1 млрд рублей. Корпорация Байсарова также строит в порту Ванино угольный терминал с объемом инвестиций 20,6 млрд рублей, чтобы экспортировать уголь. Источник: jury-a-kap.livejournal.com. ТЭПК рассчитывала начать экспорт уже в 2016 году — к этому моменту РЖД должны были построить железнодорожную инфраструктуру. Но желдормонополист в сроки не уложился и теперь обещает сдать трассу в 2023-м. Развитие УМТ также входит в госпрограмму повышения пропускной способности Транссиба и БАМа и обеспечивает связь Кузбасса и Дальнего Востока — Красноярского края, Республики Хакасия, Кемеровской и Иркутской областей. Прежде всего, программа нацелена на грузоперевозки. «Для достижения этой цели необходимо построить железнодорожную линию Элегест-Кызыл-Курагино протяженностью 410 км», — говорит аудитор СП Валерий Богомолов. В проект развития участка Междуреченск-Тайшет входит строительство 117,7 км вторых путей и двухпутных вставок на 12 перегонах, а также второго Джебского тоннеля и новой железнодорожной ветки Авда-Громадская с мостовым переходом. Сроки сорваны На официальном сайте «дочки» РЖД — АО «РЖДстрой» говорится, что участок Междуреченск-Тайшет реконструируют с 2013 года, завершить предполагается в 2019-м, стоимость проекте 42,9 млрд рублей. Однако на самом деле проект Кызыл-Курагино и, в частности, УМТ реализуется с 2010 года — сначала только за счет РЖД, в 2013 году на него стали выделять деньги из бюджета РФ, говорят в Счетной палате. Сдачу перенесли на 2023-й, так как для строительства требовалось привлечь инвесторов, а концессионное соглашение РЖД заключили только в мае 2018-го, поясняет Богомолов. Но и к новому сроку проект рискует не успеть. «На дату завершения проверки — декабрь 2018 года — работы там не начинались. Срок завершения работ установлен на май 2023 года. Однако, по нашему мнению, это крайне оптимистичный прогноз», — считает Богомолов. По 13 из 22 запланированных объектов сроки строительства продлены с 2016-го до 2020 года. Причем техническая готовность восьми объектов — меньше 50%, а три объекта даже не начаты. Источник: Тувинская энергетическая промышленная корпорация. Стоимость развития УМТ выросла в ходе последней корректировки сроков на 6,3%, до 45,6 млрд рублей (в целом на трассу Кызыл-Курагино потребуется 145,6 млрд). Вдобавок РЖД еще и завысила стоимость объектов в ходе проведения подрядных конкурсов, говорят аудиторы СП. Из бюджета РФ (выделены через Федеральное агентство железнодорожного транспорта — «Росжелдор») выделено 35,7 млрд рублей, остальное — вложения РЖД. С деньгами тоже проблемы: «Росжелдор» еще в 2015 году полностью перечислил свою долю на проект, но РЖД не смогли их освоить из-за «низкого уровня организации работ». Невостребованные более 17 млрд рублей в 2017-2018 годах перебросили на другие проекты РЖД. Но вместо того чтобы осваивать их, монополия большую часть денег (12,5 млрд рублей) положила на депозиты. И с тех пор заработала 2,4 млрд рублей. Счетная палата предлагает сократить на эту сумму следующий транш из бюджета на участок Междуреченск-Тайшет. Руководство РЖД не видит поводов для переживаний. Часть замечаний СП уже устранены, другие правление РЖД взяло «под особый контроль», уверяет заместитель гендиректора ОАО «РЖД» Вадим Михайлов. «В 2019 году все работы по проекту будут выполнены в соответствии с утвержденным графиком», — сказал он. Прокурорский надзор Впрочем, стройка с самого своего старта многократно попадала «под особый контроль», причем не только самих железнодорожников, но и прокуратуры. Однако это не ускорило реализацию проекта и не уберегло бюджетные деньги от расхищения. Так, в 2015 году Красноярская транспортная прокуратура (КТП) выявила хищение 30 млн рублей на проекте Междуреченск-Тайшет. В 2016-м выявлено завышение стоимости работ на 10 млн рублей, а потом компанию АО «РЖДстрой» («дочка» РЖД), выступавшую генподрядчиком строительства вторых железнодорожных путей ветки Авда-Громадская, оштрафовали на 1,3 млн рублей за то, что она вела работы без проекта и разрешения на строительство. Год назад по той же причине суд приостановил стройку на нескольких участках. В марте 2018-го Красноярский краевой суд по иску Западно-Сибирской транспортной прокуратуры посадил на 1,5 года начальника Красноярской дирекции по капитальному строительству Альберта Ионшу за растрату 700 млн рублей — все на том же участке Междуреченск-Тайшет. Ионша подписывал фиктивные акты о выполнении работ. В сентябре Ионше добавили еще 1,5 года условно за растрату 121 млн рублей.

РЖД загнали Байсарова в тупик
© МетаГазета