Экономика
Компании
Рынки
Личный счет
Недвижимость
Курсы валют
Конвертер валют
Курс доллара
Курс евро

Маленький гигант большого диаметра. Почему не тонет подмосковный производитель труб

Жить станет лучше, жить станет веселее, но не всем

Маленький гигант большого диаметра. Почему не тонет подмосковный производитель труб
Фото: РИА "ФедералПресс"РИА "ФедералПресс"

В 2019 году закупки стальных труб топливно-энергетическим комплексом сохранятся на высоком уровне, прогнозирует . И вроде бы ее ожидания сбываются – мировые цены на нефть, провалившиеся в декабре ниже 50 долларов за баррель, сейчас находятся выше 63 долларов, стремясь подняться еще выше. Больше денег у нефтяников – больше заказов на трубы.

Видео дня

Ижорский трубный завод (ИТЗ), принадлежащий , выиграл несколько тендеров на поставку труб большого диаметра (ТБД) для Единой системы газоснабжения и строительства участка Ковыкта – Чаянда масштабного газопровода «Сила Сибири». По ним ИТЗ должен отгрузить в общей сложности 200 тыс. тонн ТБД в течение нынешнего года.

Радоваться не стоит. 200 тыс. тонн для предприятия с проектным уровнем производства 600 тыс. тонн означают исключительно 33-процентную загрузку – несерьезный уровень и не более того (в 2018 году ИТЗ реализовал свыше 400 тыс. тонн ТБД).

Зато на 100 % будет загружен прямой конкурент ИТЗ Загорский трубный завод (ЗТЗ), хотя его мощность будет поменьше. В ноябре он подписал с «Газпромом» договор на изготовление и отгрузку более 500 тыс. тонн ТБД для прокладки участка Ковыкта – Чаянда все той же «Силы Сибири». Его стоимость – свыше 42 млрд рублей.

Выходит, независимый ЗТЗ будет жить целый год лучше ИТЗ, принадлежащего великой и могучей «Северстали», и заработает в два раза больше денег, если исходить из тоннажа заказов для обоих предприятий. Собственно, именно такой вывод напрашивается сам собой.

Крупный работодатель

ЗТЗ можно по праву назвать героем нашего времени – не входя ни в один крупный холдинг, подобно Объединенной или Трубной металлургическим компаниям либо «Северстали», он обходит их в конкурентной борьбе и прекрасно чувствует себя на рынке. Или же дело обстоит совершенно иначе?

Судя по пресс-релизам ЗТЗ, на нем царит тишь, гладь да божья благодать. Он успешно отправил в жаркий Бангладеш порядка 10 тыс. тонн трубошпунта, запустил программу подготовки кадров и внутреннюю социальную сеть, организовал «Елку желаний» для Сергиево-Посадского детского дома, завершил базовый этап цифровизации и даже принял 1,014 тыс. промышленных туристов.

Позитивные сообщения пресс-службы ЗТЗ не могут скрыть существующих проблем. Спору нет, ЗТЗ – крупный работодатель в масштабах Сергиево-Посадского района Московской области. Проанализировав открытые источники, мы узнаем, что слесарь-ремонтник на ЗТЗ может получать 31,320–38,280 тыс. рублей в месяц, станочник широкого профиля – 40–50 тыс. рублей, и столько же фрезеровщик, газорезчик – 34,8–40 тыс. рублей, электросварщик – 46–52 тыс. рублей, оператор автоматизированной линии теплоизоляционных труб – 36–40 тыс. рублей. Для сравнения, на (входит в состав Объединенной металлургической компании) с мощностью 2 млн тонн ТБД в год электросварщику предлагается 19–24 тыс. рублей в месяц, слесарю-ремонтнику – 25–32 тыс. рублей (с учетом разряда, разумеется).

По правде говоря, зарплата в 30, 40 или 50 тыс. рублей при текущем размере цен на продовольствие и тарифов на жилищно-коммунальные услуги – сущие копейки за тяжелый труд. На подобные деньги содержать себя одного рабочему трудновато, семью же и подавно.

Маленькие странности

Обращает на себя внимание пафосная прозрачность ЗТЗ при закрытии информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности. Он не публикует у себя на сайте сведений о выручке, себестоимости, чистой прибыли и кредиторской задолженности, словно у него их нет и в помине или же он стесняется либо боится их раскрыть.

Пришлось поковыряться во Всемирной паутине, и выяснилось, что инвестиции в строительство ЗТЗ превысили 7 млрд рублей. Вероятно, после ввода в эксплуатацию ЗТЗ мог взять дополнительные кредиты, например, для пополнения оборотных средств, и тогда становится понятным стремление ЗТЗ не сообщать о своих доходах и расходах – он, может быть, достаточно долгое время нес убытки. Может, тащит на себе и сейчас.

Договор же с «Газпромом» на 42 млрд рублей для ЗТЗ – отличное подспорье: можно же и с долгами рассчитаться, и убытки погасить, и деньги в перспективные проекты вложить. Похоже, случайно в ноябре, подписав данный документ с «Газпромом», ЗТЗ анонсировал старт проекта прокладки железнодорожной ветки в обход города Пересвет. Она позволит ЗТЗ соединить собственные пути со станцией Наугольный, способной перевалить побольше грузов, нежели действующая станция примыкания Бужаниново. Стоимость затеи далеко не маленькая – 0,6 млрд рублей, и кто знает, может, в ходе строительства железнодорожная ветка еще подорожает.

И наконец что будет в следующем году, когда ЗТЗ сделает 500 тыс. тонн ТБД для «Силы Сибири»? Ее прокладка приближается к финалу, и в декабре «Сила Сибири» должна заработать. Новых масштабных газопроводов пока не предвидится. Может, у ЗТЗ и есть в запасе контракты, но вряд ли пока можно прогнозировать его 100-процентную загрузку. Впрочем, будем надеяться на лучшее.

На запрос , отправленный по электронной почте заместителю генерального директора ЗТЗ по корпоративным коммуникациям , четких и подробных комментариев получено не было.

Фото: pixabay.com