«Желание заказчика – закон»: как ВСМПО-АВИСМА укрепит позиции на рынке титана

ВСМПО-АВИСМА запланировала в течение года выпустить 36 тысяч тонн титановой продукции, сообщил в интервью газете «Новатор» замгендиректора корпорации по маркетингу и сбыту Олег Ледер. Это на 3000 тонн или на 9 % больше показателя прошлого года. Ледер особо отметил, что уральцы увеличат выпуск титановых листов, прутков и штамповок, которые обладают высокой добавленной стоимостью. Ожидается, что примерно три четверти продукции, как и в прошлые годы, отправится в зарубежные страны. Из этого количества 70 % – изделия авиакосмического назначения. В корпорации прогнозируют, что соотношение сохранится не менее чем на десять лет. Несмотря на это, ВСМПО-АВИСМА наращивает долю в индустриальном секторе, который до сих пор полностью не восстановился после кризиса 2009 года. В частности, на удовлетворение нужд зарубежной промышленности и энергетики нацелена деятельность компании UNITI, созданной уральскими титанщиками совместно с американской ATI. Кроме того, увеличивается объем рынка медицинского титана, на котором ВСМПО-АВИСМА находится в числе основных игроков. Главный секрет конкурентной борьбы – уделять внимание всем пожеланиям заказчика, считает Олег Ледер. Для этого ВСМПО-АВИСМА заказывает научные исследования как собственному центру, так и сторонним институтам. Разработки позволяют, например, снизить массу изделий, что особенно важно для аэрокосмической отрасли. «Желание заказчика – закон», – подчеркивает топ-менеджер. Из новых трендов ВСМПО-АВИСМА привлекают 3D-печать, сварку трением, использование новых сплавов. Кроме того, планируется углублять механообработку, производить штамповки, которые наиболее удобны для последующего изготовления деталей самолетов. Еще один традиционный способ привлечения заказчиков – удешевление продукции за счет снижения ее себестоимости, в том числе путем использования отходов производства для выпуска продукции. Удовлетворение потребностей западного и российского рынка потребует значительных вложений в производственные мощности, но ВСМПО-АВИСМА готова на них пойти, тем более что освоение сложных процессов сулит повышение доходов. «Приоритет в инвестиционных планах корпорации – это развитие и модернизация производственных мощностей всех переделов и опережающее развитие сложных переделов», – характеризует инвестпрограмму Олег Ледер. Высокая оценка уральского титана уже сейчас подтверждается тем, что ВСМПО-АВИСМА привлекается ко всем громким проектам в авиастроении. Ее продукция используется во французских Airbus A350, бразильских E2, канадских A220. Не обойдутся без нее и долгожданные новинки – российско-китайский CR929 и американский B797. Штамповки для еще одной перспективной модели из США – Boeing 777X – будут проходить механообработку на новом совместном заводе Ural Boeing Manufacturing. Сейчас ВСМПО-АВИСМА занимается их сертификацией. При полной загрузке новый завод UBM будет выпускать в два раза больше продукции, чем существующий. ВСМПО-АВИСМА уже заняла 10-процентную долю на относительно новом для себя рынке титановой проволоки, из которой делается крепеж. Уже через год или два уральцы планируют занять пятую часть рынка за счет освоения и сертификации производства новых видов проволоки. Уральские титанщики получают новые заказы не только от авиастроителей, но и от автомобильной промышленности и даже атомной энергетики. С постоянными партнерами ведется обсуждение новых долгосрочных контрактов, которые будут действовать до конца следующего десятилетия. Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин