Войти в почту

Как не стать жертвой мошенников и уберечь деньги на карте?

О том, какие риски при ис­пользовании банковских карт существуют и как их избе­жать, мы побеседовали с заведующим сектором платёжных систем и расчётов регионального от­деления Банка России Денисом Никитиным. Лимит или безлимит? — Денис Александрович, сей­час всё большее число людей наличные деньги предпочитают картам. Хорошая ли это тенден­ция? Стоит ли хранить деньги на карте или сбережения лучше обналичивать? — Безналичные сервисы весьма выгодны. Когда мы платим наличными, мы ничего себе не возвращаем. А если ту же самую покупку мы оплатим картой, то с потраченных де­нег какая-то часть вернётся по программе лояльности обслу­живающего банка. Конечно, она будет незначительной. Но по некоторым партнёрским соглашениям возврат дости­гает 10-20 процентов. Что же касается хранения денег, то стоит понимать, что карта — это, в первую очередь, удоб­ный инструмент для оплаты повседневных расходов, а не сберегательный счёт. Даже при том, что банки сейчас предлагают универсальные продукты, когда на остатки средств на карте начисляются проценты. — Тем не менее, в Интернете многие пишут, что для собствен­ной безопасности лучше завести вторую карту. В частности для онлайн-платежей. Правильно ли советуют? — Однозначно. Таким обра­зом мы сводим риск утраты денежных средств к мини­муму. Основная карта, на которую поступает зарплата, пенсия, стипендия и прочее, должна быть недоступна для посторонних. Её желательно не использовать для оплаты в Интернете. А если реквизиты дополнительной карты даже и попадут в руки мошенни­ков, то потребитель рискует небольшой частью денег, а не всем доходом. Сейчас сущест­вует масса способов, при по­мощи которых можно делать переводы за считанные секун­ды. Поэтому деньги можно по необходимости переводить с зарплатной карты на допол­нительную для проведения повседневных расчетов. — Говорят, что эффективным способом защиты от потери де­нег является установка лимитов на ежедневные расходы. Дей­ствительно ли так можно себя обезопасить? — Это ещё один способ ми­нимизировать возможные потери. Однако мы тем са­мым себя тоже ограничиваем. Если потребуется совершить покупку на крупную сумму, то владелец карты не сможет этого сделать. Единственный вариант в таком случае — ме­нять лимит. Но хорошо, если это всё оперативно. Я сталки­вался с ситуацией, когда заяв­ка рассматривалась только на следующий день. Тут нужно для себя решать, как будет луч­ше. Если установлен лимит и совершается мошенническая транзакция, то у человека бу­дет достаточно времени, чтобы заблокировать карту. Поэтому лимит — полезная услуга, одна­ко надо уточнять детали. Всесторонняя защита — Слышала мнение, что нуж­но обязательно стереть CVV код с оборота карты. Мол, это тоже поможет защититься от дейст­вий мошенников. Стоит ли это делать? — Здесь не всё так однознач­но. Защитный трёхзначный код требуется и самому дер­жателю карты. В первую оче­редь тому, кто покупает что-то в Интернете. Ведь это именно тот реквизит, который нужен для подтверждения транзак­ции. Главный минус кода за­ключается в его неизменности во время всего срока действия карты. А это, как правило, 3 или 5 лет. Если карта попадёт в руки кому-то постороннему, то зафиксировать реквизиты труда не составит. Достаточно сфотографировать карту с двух сторон. Но вообще большая часть операций в сети прохо­дят по протоколу 3D-Secure. Это дополнительный фактор аутентификации, который представляет собой одноразо­вый пароль. Поэтому получа­ется, что одного трёхзначного кода недостаточно. В качест­ве меры предосторожности стереть его можно. Главное, самому не забыть. Хотя стоит отметить, что сейчас основная часть торговых точек, заведе­ний общественного питания работают по системе самооб­служивания, когда нет необ­ходимости давать карту в руки продавцу. В таком случае рек­визиты посторонним людям недоступны. — Сегодня всё большее рас­пространение получают так называемые бесконтактные карты. В магазинах видела защитные чехлы на них. Есть ли смысл их использовать? И могут ли вообще мошенники украсть деньги, если, к примеру, незаметно прислонят терминал к сумке? — Списать деньги этим спо­собом можно только на очень близком расстоянии. Если карта находится где-то в сум­ке, то поднести считывающее устройство сложно. Чисто те­оретически такое мошенни­чество существовать может. Ведь массивные терминалы используются только в торго­вых точках. Но есть и мобиль­ные, которые подключаются, например, к смартфону. Они гораздо меньшего размера. Но на практике подобных случаев я не встречал. — Для оплаты онлайн нередко предлагают пользоваться различными электронными ко­шельками. Насколько они без­опасны и удобны? — Эти сервисы — онлайн-ин­струменты для оплаты покупок в Интернете. В обычном ма­газине их достаточно сложно использовать. Но существуют проекты гибридизации, когда связывается всё воедино: к по­добным кошелькам привязы­вается карта, она становится средством оплаты, а вот деньги списываются с электронного счёта. Что касается безопас­ности, то необходимая степень защищённости всё-таки есть. Естественно, не исключаются попытки взломов, появления вредоносного программного обеспечения на устройствах. Нужно обязательно устанав­ливать антивирусные про­граммы, использовать ли­цензионное ПО, не вводить данные на подозрительных сайтах. Хотя и это не являет­ся стопроцентной гарантией того, что деньги недоступны для сторонних лиц. Ведь мо­шенники очень изобретатель­ны. Они идут на шаг, а то и два впереди. Поэтому уязвимость всегда существует. «Лучше повесить трубку» — Раньше мошенники часто находили способы обманывать людей во время использования банкоматов. Остались ли сей­час риски попасть на их уловки? — В отношении мошенни­чества с банкоматами есть такое понятие, как «ским­минговые атаки». На считы­вающее устройство ставят так называемые скиммеры, кото­рые получают информацию с магнитной полосы карты. При считывании полосы появляет­ся возможность сделать дубли­кат карточки. У нас в стране совершить какую-то операцию по такой подделке не удастся, поскольку с 2015 года вся ин­фраструктура переведена под использование чипов. А вот в странах Юго-Восточной Азии списать деньги не составит труда. И мошенники операции могут провести за рубежом. Поэтому остерегаться данного типа уловок до сих пор стоит. — До сих пор нередки случаи телефонного мошенничества. Причём используются разные методы психологического дав­ления, в первую очередь на людей пожилого возраста. Как огородить от этого своих род­ственников? — Нужно уяснить, что если банк является инициатором звонка, то никакие персональ­ные данные спрашивать с вас не должны. Эта информация у операторов и так есть. Работ­нику никогда не потребуется трёхзначный код с оборота. Некоторые данные могут уточ­нять только при исходящем от клиента звонке, чтобы под­твердить его личность. Если начинают спрашивать какие-то реквизиты, лучший вари­ант — повесить трубку. Часто мошенники подменяют но­мера, поэтому они могут идти как будто с телефонов банка. Но на это ориентироваться не стоит. Старайтесь быть вни­мательными и не попадать под давление. В случае, если вы подвер­глись действиям мошенников и с вашей карты без вашего ве­дома списали средства, сразу же позвоните в обслуживаю­щий банк. Сделать это нужно не позднее следующего дня после несанкционированной операции. Потребуется напи­сать заявления в кредитное учреждение и в полицию, за­тем будет проведена провер­ка. Если банк определит, что человек не виноват в списа­нии денег, средства, возмож­но, удастся вернуть. Однако если после проверки подтвер­дится, что клиент сам предо­ставил мошенникам данные, рассчитывать на возмещение не стоит. Не подлежат рассмо­трению случаи, когда деньги сняли с использованием пин-кода.

Как не стать жертвой мошенников и уберечь деньги на карте?
© АиФ Рязань