Как не стать жертвой мошенников и уберечь деньги на карте?
О том, какие риски при использовании банковских карт существуют и как их избежать, мы побеседовали с заведующим сектором платёжных систем и расчётов регионального отделения Банка России Денисом Никитиным. Лимит или безлимит? — Денис Александрович, сейчас всё большее число людей наличные деньги предпочитают картам. Хорошая ли это тенденция? Стоит ли хранить деньги на карте или сбережения лучше обналичивать? — Безналичные сервисы весьма выгодны. Когда мы платим наличными, мы ничего себе не возвращаем. А если ту же самую покупку мы оплатим картой, то с потраченных денег какая-то часть вернётся по программе лояльности обслуживающего банка. Конечно, она будет незначительной. Но по некоторым партнёрским соглашениям возврат достигает 10-20 процентов. Что же касается хранения денег, то стоит понимать, что карта — это, в первую очередь, удобный инструмент для оплаты повседневных расходов, а не сберегательный счёт. Даже при том, что банки сейчас предлагают универсальные продукты, когда на остатки средств на карте начисляются проценты. — Тем не менее, в Интернете многие пишут, что для собственной безопасности лучше завести вторую карту. В частности для онлайн-платежей. Правильно ли советуют? — Однозначно. Таким образом мы сводим риск утраты денежных средств к минимуму. Основная карта, на которую поступает зарплата, пенсия, стипендия и прочее, должна быть недоступна для посторонних. Её желательно не использовать для оплаты в Интернете. А если реквизиты дополнительной карты даже и попадут в руки мошенников, то потребитель рискует небольшой частью денег, а не всем доходом. Сейчас существует масса способов, при помощи которых можно делать переводы за считанные секунды. Поэтому деньги можно по необходимости переводить с зарплатной карты на дополнительную для проведения повседневных расчетов. — Говорят, что эффективным способом защиты от потери денег является установка лимитов на ежедневные расходы. Действительно ли так можно себя обезопасить? — Это ещё один способ минимизировать возможные потери. Однако мы тем самым себя тоже ограничиваем. Если потребуется совершить покупку на крупную сумму, то владелец карты не сможет этого сделать. Единственный вариант в таком случае — менять лимит. Но хорошо, если это всё оперативно. Я сталкивался с ситуацией, когда заявка рассматривалась только на следующий день. Тут нужно для себя решать, как будет лучше. Если установлен лимит и совершается мошенническая транзакция, то у человека будет достаточно времени, чтобы заблокировать карту. Поэтому лимит — полезная услуга, однако надо уточнять детали. Всесторонняя защита — Слышала мнение, что нужно обязательно стереть CVV код с оборота карты. Мол, это тоже поможет защититься от действий мошенников. Стоит ли это делать? — Здесь не всё так однозначно. Защитный трёхзначный код требуется и самому держателю карты. В первую очередь тому, кто покупает что-то в Интернете. Ведь это именно тот реквизит, который нужен для подтверждения транзакции. Главный минус кода заключается в его неизменности во время всего срока действия карты. А это, как правило, 3 или 5 лет. Если карта попадёт в руки кому-то постороннему, то зафиксировать реквизиты труда не составит. Достаточно сфотографировать карту с двух сторон. Но вообще большая часть операций в сети проходят по протоколу 3D-Secure. Это дополнительный фактор аутентификации, который представляет собой одноразовый пароль. Поэтому получается, что одного трёхзначного кода недостаточно. В качестве меры предосторожности стереть его можно. Главное, самому не забыть. Хотя стоит отметить, что сейчас основная часть торговых точек, заведений общественного питания работают по системе самообслуживания, когда нет необходимости давать карту в руки продавцу. В таком случае реквизиты посторонним людям недоступны. — Сегодня всё большее распространение получают так называемые бесконтактные карты. В магазинах видела защитные чехлы на них. Есть ли смысл их использовать? И могут ли вообще мошенники украсть деньги, если, к примеру, незаметно прислонят терминал к сумке? — Списать деньги этим способом можно только на очень близком расстоянии. Если карта находится где-то в сумке, то поднести считывающее устройство сложно. Чисто теоретически такое мошенничество существовать может. Ведь массивные терминалы используются только в торговых точках. Но есть и мобильные, которые подключаются, например, к смартфону. Они гораздо меньшего размера. Но на практике подобных случаев я не встречал. — Для оплаты онлайн нередко предлагают пользоваться различными электронными кошельками. Насколько они безопасны и удобны? — Эти сервисы — онлайн-инструменты для оплаты покупок в Интернете. В обычном магазине их достаточно сложно использовать. Но существуют проекты гибридизации, когда связывается всё воедино: к подобным кошелькам привязывается карта, она становится средством оплаты, а вот деньги списываются с электронного счёта. Что касается безопасности, то необходимая степень защищённости всё-таки есть. Естественно, не исключаются попытки взломов, появления вредоносного программного обеспечения на устройствах. Нужно обязательно устанавливать антивирусные программы, использовать лицензионное ПО, не вводить данные на подозрительных сайтах. Хотя и это не является стопроцентной гарантией того, что деньги недоступны для сторонних лиц. Ведь мошенники очень изобретательны. Они идут на шаг, а то и два впереди. Поэтому уязвимость всегда существует. «Лучше повесить трубку» — Раньше мошенники часто находили способы обманывать людей во время использования банкоматов. Остались ли сейчас риски попасть на их уловки? — В отношении мошенничества с банкоматами есть такое понятие, как «скимминговые атаки». На считывающее устройство ставят так называемые скиммеры, которые получают информацию с магнитной полосы карты. При считывании полосы появляется возможность сделать дубликат карточки. У нас в стране совершить какую-то операцию по такой подделке не удастся, поскольку с 2015 года вся инфраструктура переведена под использование чипов. А вот в странах Юго-Восточной Азии списать деньги не составит труда. И мошенники операции могут провести за рубежом. Поэтому остерегаться данного типа уловок до сих пор стоит. — До сих пор нередки случаи телефонного мошенничества. Причём используются разные методы психологического давления, в первую очередь на людей пожилого возраста. Как огородить от этого своих родственников? — Нужно уяснить, что если банк является инициатором звонка, то никакие персональные данные спрашивать с вас не должны. Эта информация у операторов и так есть. Работнику никогда не потребуется трёхзначный код с оборота. Некоторые данные могут уточнять только при исходящем от клиента звонке, чтобы подтвердить его личность. Если начинают спрашивать какие-то реквизиты, лучший вариант — повесить трубку. Часто мошенники подменяют номера, поэтому они могут идти как будто с телефонов банка. Но на это ориентироваться не стоит. Старайтесь быть внимательными и не попадать под давление. В случае, если вы подверглись действиям мошенников и с вашей карты без вашего ведома списали средства, сразу же позвоните в обслуживающий банк. Сделать это нужно не позднее следующего дня после несанкционированной операции. Потребуется написать заявления в кредитное учреждение и в полицию, затем будет проведена проверка. Если банк определит, что человек не виноват в списании денег, средства, возможно, удастся вернуть. Однако если после проверки подтвердится, что клиент сам предоставил мошенникам данные, рассчитывать на возмещение не стоит. Не подлежат рассмотрению случаи, когда деньги сняли с использованием пин-кода.