Парламентские слушания по мониторингу движения лекарств проведут в апреле

Мы хотели бы получить информацию от правительства в виде письменного отчета об итогах эксперимента пилотного проекта. Депутаты намерены сформировать парламентские запросы правительству, чтобы получить ответы на ряд дополнительных вопросов, которых и у нас, и у отрасли, и у населения уже возникло немало. Например, каковы причины смены оператора эксперимента? Первоначально оператором системы была назначена Федеральная налоговая служба, и нас уверяли, что ничего страшного, если в законе будет строчка "или иной уполномоченный орган". Но теперь этот "орган" превратился в частную компанию. Второй вопрос - по каким принципам эта частная компания выбрана без проведения конкурса? Правительство, безусловно, имеет право на это, но мы хотим услышать, почему это сделано. Депутаты должны знать "героев", которые будут заниматься целой отраслью экономики. Еще вопрос: почему один идентификационный код стоит именно 50 копеек, а с НДС он будет стоить для производителя уже 60 копеек. Возможно, мы должны были бы принять закон о льготной ставке НДС, как для лекарств. Но тогда необходимо внести в Думу соответствующий законопроект, а мы пока его не видим, хотя законопроект о самой маркировке вносило именно правительство. Есть и еще целый ряд вопросов. Например, что делать самым лучшим компаниям, которые доверились государству, инициативно вошли в проект первыми, закупили импортное оборудование, а теперь оно не нужно или его необходимо модернизировать? Каким будет так называемый "криптохвост" - на 91 знак, как предлагалось, или меньше? Сейчас идут постоянные жалобы от компаний, что такой код не читается. В эксперименте участвуют производители с разной мощностью технологического оборудования, поэтому возникают и чисто технические вопросы. Например, на сколько уменьшилось скорость производственных линий из-за добавления оборудования для маркировки и сколько еще заводов надо построить, чтобы обеспечить производство того же объема лекарственных препаратов? Надо ли отодвигать сроки введения обязательной маркировки или не надо? Так, по препаратам из программы "7 высокозатратных нозологий" срок уже практически подходит - их надо в обязательном порядке маркировать уже с 1 октября текущего года. Мы, разумеется, не возражаем против того, что в первую очередь должны маркироваться дорогостоящие лекарства и те, что идут по крупным госзакупкам. Ведь первой целью мониторинга является борьба с фальсификатом и "серыми" продажами через докторов в больницах, которые списывают их, например, на онкопациентов, а затем продают. У нас есть такие уголовные дела, и это позор для России. Наконец, мы должны понять, насколько синхронно смогут внедрить маркировку у себя наши партнеры по ЕАЭС? Все эти проблемы надо открыто обсуждать, должна быть прямая персональная ответственность с фамилиями за реализацию этого проекта, потому что всем нам придется ответить перед населением - нашими избирателями, что происходит с лекарствами и будут ли они дорожать. А цены неизбежно прыгнут больше, чем на 60 копеек, даже если мы будем мониторить, проверять и запрещать. Мы же контролируем не все лекарства, которые обращаются на рынке, а только определенный их перечень. А производители будут неизбежно компенсировать затраты, которые они понесут на внедрение маркировки, - это закон рынка, закон экономики. Мы в Комитете по охране здоровья уже провели ряд круглых столов, чтобы прояснить ситуацию. Например, представители аптек говорят: мы еще не готовы к маркировке. А готовы ли медицинские учреждения? Мы должны дать задание депутатам во время региональных недель проверить, будут ли они готовы к середине июля или нет, закупают ли необходимое оборудование? Пока обо всем этом есть только слухи, а мы хотим получить официальные ответы от правительства и всех тех, кто участвует в этом, безусловно, важном и нужном деле.

Парламентские слушания по мониторингу движения лекарств проведут в апреле
© Российская Газета