Газетам и журналам помогут выжить киоски

ВЫПУСК Власть должна сдержать рост цен на полиграфическую бумагу, помочь развитию сети газетных киосков и субсидировать печатные издания напрямую. Такое мнение высказали участники парламентских слушаний в Государственной Думе 10 апреля. На пределе возможностей В современном мире традиционная пресса находится в условиях жёсткой конкуренции с интернет-медиа, а переход большей части массовых коммуникаций в цифровое пространство поставил периодику в условия, близкие к режиму выживания. В России эта ситуация осложняется рядом негативных факторов — таких как необоснованный рост цен на бумагу, полиграфию и логистику, а также снижение доходов от продажи рекламы. «Мы живем на стремительно падающем рекламном рынке. При общем росте рекламного рынка за прошлый год, этот рост сгенерировали Интернет и телевидение. Радио осталось на нуле, а наружная реклама и печатные издания пошли вниз», — констатировал замминистра цифрового развития и массовых коммуникаций Алексей Волин, выступая 10 апреля на парламентских слушаниях в Госдуме, посвящённых мерам поддержки печатной прессы. В качестве возможного пути решения этой проблемы замминистра предложил увеличить рекламные возможности для СМИ. Он напомнил, что ранее Госдума поддержала увеличение объемов площадей под рекламу с 40 до 45 процентов и разрешила печатным изданиям рекламировать отечественные вина. Теперь же, по мнению Волина, стоит подумать о разрешении рекламы биоактивных добавок. «СМИ могут либо заработать на рынке, либо жить за счёт субсидий от государства. Эти субсидии и так уже большие — около 12 миллиардов рублей в год. Однако они не покрывают и трети основных затрат, и к тому же не могут увеличиваться до бесконечности. Поэтому нужно давать печатным СМИ возможность зарабатывать самим», — пояснил правительственный чиновник. Без киосков не выжить Общий доход индустрии печатных изданий в 2018 году составил около 68 миллиардов рублей. Из них 40 миллиардов рублей — это прибыль от розничных продаж. А розничные продажи возможны только при наличии товаропроводящей сети — то есть газетных киосков. По словам Алексея Волина, в 2014 году ситуация с киосками приобрела критический характер, поскольку местные власти принялись активно их сносить по причине того, что они якобы уродуют облик города. «28938 киосков было в 2014 году, в 2016 году уже 23000, а в 2018 году их осталось всего 14900. Это, соответственно, приводит к уменьшению тиражей печатных изданий», — развёл руками чиновник. Согласно рекомендациям его ведомства, в крупных городах количество киосков должно составлять 1 на 1500 человек, в райцентрах — 1 на 2500 человек, а в малых городах (с количеством жителей до 50 тысяч человек) — из расчёта 1 на 4500 человек. «Почему так мало киосков? Потому что бизнес есть бизнес. Они не могут заработать деньги на одних газетах. Нужна другая бизнес-модель», — считает глава Роспечати Михаил Сеславинский. Он обратил внимание на европейский опыт, где ассортимент киосков чаще всего дополняется книгами, канцтоварами, сувенирной продукцией и даже кондитерскими изделиями. По мнению чиновника, России пора перенять успешные бизнес-модели и внедрить их на своей территории. Где достать любимую газету? Ещё одна болезненная тема для печатной прессы — распространение газет и журналов по подписке. В 2014 году было отменено субсидирование Почты России, дававшее возможность печатным изданиям продавать льготную подписку читателям. Впрочем, начиная с 2015 года Почта России по своему почину начала выделять миллионы рублей на поддержку значимых региональных и федеральных СМИ. По словам представителя ведомства Ярослава Мандрона, количество получающих поддержку СМИ в 2015 году составляло 545 единиц, а сейчас таковых уже 2400. «Из них 15 федеральных, остальные региональные. При этом даётся серьёзный приоритет детским и юношеским изданиям, а также 297 изданиям, выходящим на национальных языках», — сообщил почтовый работник. Что касается печатных изданий, публикующих материалы на национальных языках, то они требуют особых мер поддержки, убеждён глава думского Комитета по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов. «Через такие издания идёт поддержка существования и развития родных языков, — отметил парламентарий. — Многие журналисты-энтузиасты хотят писать о своем крае, традициях и культуре на родном языке, но им нужна особая поддержка и особое внимание». Бумажное лобби Одна из причин неуклонного снижения тиражей печатных изданий — столь же неуклонный рост цен на газетную бумагу. По данным Минпромторга, увеличение её стоимости составляет не менее 5-6 процентов ежегодно. Как отметила представитель ведомства Вера Хмырова, не последняя причина роста цен заключается как раз в снижении спроса со стороны издательств. «За последние 10 лет производство газетной бумаги упало с 36 миллионов тонн до 20 миллионов тонн. И если тенденция сохранится, то несложно подсчитать, что будет ещё через 10 лет», — посетовала чиновница. Она отметила, что поскольку бумкомбинаты не могут продавать продукцию с большой отсрочкой платежа, как это делают посреднические компании, нередко издательства пользуются услугами посредников, делающих наценку до 50 процентов. По мнению Хмыровой, выходом из этого замкнутого круга могла бы стать кооперация издательств. «Наше предложение — создавать объединения, которые будут закупать оптовые партии непосредственно у бумажных комбинатов», — сказала чиновница. В свою очередь Михаил Сеславинский пообещал предпринять все усилия для того, чтобы на уровне Правительства и Федеральной антимонопольной службы затормозить рост цен на бумагу. Переход на цифровое вещание Важнейшим приоритетом для газетно-журнальной периодики на сегодняшний день стал мультимедийный путь развития, базирующийся на производстве и распространении качественного редакционного контента всеми доступными способами. Разумеется, это сопряжено с большими организационными трудностями и существенными финансовыми затратами, но зато даёт заметный прирост аудитории, в том числе, молодёжной. На Первом всероссийском электоральном медиафоруме в конце февраля 2019 года главный редактор «Парламентской газеты» Александр Коренников отметил, что сейчас уже практически не существует газет, которые выходят только в бумажном виде. «Сегодня все наши коллеги перешли и на электронное издание. Особенно это актуально для тех изданий, которые существуют в России не один десяток лет», — сказал главный редактор. Он подчеркнул, что мнение о том, будто бумажная пресса не востребована читателями, не обоснована. С такой оценкой согласились и участники парламентских слушаний. Замруководителя Роскомнадзора Вадим Субботин напомнил, что за последние 5 лет его ведомство получило около 2000 заявлений на регистрацию печатных СМИ, а из 46 тысяч зарегистрированных на сегодня изданий почти все имеют как минимум аккаунт в соцсетях, а чаще всего — собственную электронную площадку. «Это говорит о том, что рынок печатной прессы ещё живой, и не стоит пытаться его хоронить», — считает правительственный чиновник. А Михаил Сеславинский убеждён, что эпоха комфортного, монопольного существования печатных СМИ завершилась, однако сейчас нащупывается хрупкое равновесие — когда издатели видят, как развиваются их сайты, и самостоятельно определяют, как развивать бизнес-модель издания. «Да, тиражи за последние 10 лет упали. Но если к читателям «бумаги» мы добавим интернет-трафик, то увидим, что читать газеты стали больше. Потому что газета сегодня — это не бумага с буковками, а редакции, которые производят статьи и материалы, которые распространяются как в бумажной, так и в электронной форме. И мы будем помогать этим редакциям всеми способами, в том числе и финансовым», — пообещал глава Роспечати. ЦИФРА: На сегодняшний день в нашей стране зарегистрировано 46455 средств массовой информации, из которых 17500 приходятся на газеты и 25800 — на журналы.