Ещё

Project Syndicate (США): города для людей 

Project Syndicate (США): города для людей
Фото: ИноСМИ
Сингапур — В «Божественной комедии» Данте описывает один уровень ада (Город Дит) как «убогий город сатаны… полный страданий и ужасных мучений». Он вполне мог бы дать подобное описание многим современным мегаполисам.
Мир, особенно страны Черной Африки и Азии, переживают массовую волну урбанизации. И все это происходит в значительной степени при отсутствии городского планирования, причем даже те муниципалитеты, которые пытаются разработать планы, зачастую не могут эффективно обеспечить их реализацию или надлежащий учет потребностей большинства. Результатом являются переполненные, грязные и беспорядочные города, которые подрывают здоровье и счастье жителей.
Когда мы планируем наши города, то ставим потребности автомобилей выше потребностей людей, слишком часто придавая значение доступности частных транспортных средств (в то же время штрафуя пешеходов и велосипедистов за переход улицы в неположенном месте) — подход, который создает практически постоянную тупиковую ситуацию и сильное загрязнение окружающей среды. Среднестатистический водитель в Лос-Анджелесе в час пик тратит в пробках 102 часа в год. В Джакарте средний водитель трогается и останавливается более 33 тысяч раз в год.
Отчасти из-за такой загруженности города отвечают за 70% глобального углеродного загрязнения. По оценкам , около 90% людей во всем мире дышат загрязненным воздухом. В странах с низким и средним уровнем дохода 98% городов с населением более 100 тысяч человек не соответствуют рекомендациям ВОЗ по качеству воздуха.
Что касается жилья, плохое планирование землепользования означает, что то, что должно соответствовать прожиточному минимуму во многих городах, далеко не соответствует тому, что необходимо для оплаты достойного жилья. По данным Программы Организации Объединенных Наций по населенным пунктам, около одного миллиарда людей живут в трущобах, и к 2030 году эта цифра может удвоиться. Более того, как показывают недавние исследования, кварталы часто разделены по расе, этническому происхождению и доходам, что является серьезным препятствием для социальной мобильности, переходя из поколения в поколение.
Но у нас есть шанс это изменить. В течение следующих 20 лет мир построит столько же городского жилья и соответствующей инфраструктуры, сколько было построено за всю историю человечества. И многие города — как в богатых, так и в бедных странах — уже предлагают примеры устойчивого, инклюзивного, пригодного для жизни и красивого городского дизайна.
В Сингапуре внедрено то, что Ян Гехль называет «человеческим дизайном». Проект микрорайонов по принципу «снизу вверх» расширяет возможности граждан и подчеркивает разнообразие, предотвращая тем самым возникновение бедных гетто, посредством жилья для жителей с разными доходами, а также доступ к высококачественному общественному транспорту, здравоохранению и образованию.
Аналогичным образом, несмотря на сильное сопротивление, тогдашний мэр Нью-Йорка и комиссар по транспорту Джанет Садик-Хан инвестировали средства в безопасные велосипедные дорожки и общественный транспорт. Лондон, Сингапур и Стокгольм издавна использовали сборы за перегруженность дорог, чтобы призвать к отказу от вождения транспортных средств. В марте Лондон сделает еще один шаг вперед — как это уже сделали Чэнду, Мадрид, Париж и другие — полностью запретит автомобили в центральных районах города, создав зоны с очень низким уровнем выбросов. Амстердам, Токио и Копенгаген продемонстрировали нам, что проектирование более узких городских дорог замедляет движение, повышая безопасность пешеходов и велосипедистов.
От Боготы и Колумбия до Дар-эс-Салама и Танзания — города по всему миру внедрили скоростной автобусный транспорт, который по сути функционирует как система метро, но стоит дешевле и создается быстрее. Плотные городские коридоры появляются вдоль обозначенных автобусных полос.