Войти в почту

Полмиллиона за билет в турагентский бизнес?

В отрасли снова призывают к СРО На туристическом рынке – новая волна обсуждений перспектив обязательного саморегулирования для турагентств. HotLine.travel изучил аргументы сторонников и противников идеи. И выяснил, сколько, по их мнению, должен стоить вход на рынок. «Подснежники» работают вчерную С заявлением на тему СРО (саморегулируемая организация) на прошлой неделе в ходе конференции Альянса туристических агентств (АТА) выступил основатель «Слетать.ру» Андрей Вершинин. По его мнению, СРО могли бы стать фильтром, который способен убрать с розничного рынка многочисленные фирмы-однодневки, зачастую работающие вчерную. Открывают их непрофессионалы, единственная возможность привлечь клиентов в условиях высокой конкуренции для них – давать огромные скидки. Наигравшись в туризм, собственники рано или поздно закрывают убыточный бизнес. Порой – оставляя неисполненными обязательства перед партнерами и клиентами. В итоге страдает репутация организованного туризма. Стабильно работающие турагентства несут потери и не могут развиваться, так как каждый год перед сезоном появляется новая волна конкурентов-«подснежников». СРО, контролируя деятельность своих членов, создадут определенный порог для вхождения на рынок и будут следить за соблюдением установленных правил работы, считают в АТА. Рынок готов Напомним, что в 2015 году глава АТА Андрей Гаврилов уже предлагал дополнить отраслевое законодательство нормой об обязательном участии турагентов в СРО. Тогда после долгой дискуссии в рабочих группах и на совещаниях в Минкульте идею отложили с подачи самих турагентств: рынок не готов, малый бизнес не потянет дополнительную нагрузку. Спустя четыре года актив АТА уверен, что время пришло. «Не секрет, что профессиональным агентствам не нравится работа по соседству – надомников, фрилансеров, самозанятых, сбежавших с клиентской базой из офиса менеджеров... И самый главный вопрос: как и кто будет гарантировать, что турист реально отдохнет, а агент получит свою комиссию?» – высказался в группе «Трэвел Президиум» Сергей Самохвалов, директор по развитию «Глобал Тревел». Что касается финансовой нагрузки, то, по подсчетам Андрея Вершинина, она будет посильной – участие в СРО обойдется в 80 тыс. рублей в год. Рашад Мамедов, основатель TBS Group, считает, что входной билет на рынок должен стоить дороже: «Надо, чтобы было полмиллиона рублей!» Рынок не готов Сторонники идеи СРО приводят еще один аргумент. Объединения помогут турагентам отстаивать интересы перед туроператорами, которые в последние годы сокращают агентскую комиссию. Но с другой стороны – что мешает это делать сейчас, силами уже созданных союзов, альянсов, ассоциаций? Кстати, крупнейшим туроператорам ничто не препятствует создать свои СРО и прописать в стандартах условия работы только с ними. На это обращает внимание директор «Шик Трэвел» Владимир Конев. «Как СРО может влиять на деятельность не своего члена-оператора? Ответ – никак. Оператор – независимое юрлицо. По ГК никто не может на него воздействовать или понуждать. СРО может теоретически воздействовать на своего члена-агента, не более», – написал он в «Трэвел Президиум». Сама идея СРО вызывает самые противоречивые отзывы – единства мнений по-прежнему нет. «Возможно, СРО и отсечет часть агентов с рынка, но какой ценой? Всех настораживает солидарная ответственность», – объяснил Александр Иосифян (сеть туристических бюро «Спутник»). Действительно, в соответствии с законодательством, участники СРО обязаны создать компенсационный фонд и пополнять его по мере расходования. А учитывая, что реальных механизмов контроля за бизнесом конкурентов собственники турагентств не имеют, оплачивать чужие ошибки не хочет никто. Кроме того, возникает вопрос, кто и как будет контролировать деятельность самих СРО в масштабах страны? На рынке могут появиться десятки карманных организаций, единственная цель которых – сбор взносов и продажа членства. Сергей Агафонов (МГП) был среди тех, кто в 2015 году выступал против СРО. Он заверил, что спустя годы только укрепился в своем мнении: этот инструмент неэффективен, что подтверждено опытом в сфере строительства. При этом, по его оценке, реальные издержки агентства на участие в СРО составят 130–150 тыс. рублей в год. «Туристический рынок пока не готов к введению СРО. Сперва должно пройти его полное обеление, введение электронной путевки и создание других эффективных механизмов регулирования», – добавил Олег Мельник, гендиректор УК «Сети ТБГ и Горячие туры». По его мнению, функции СРО сейчас выполняют турагентские объединения, где управляющие компании знают участников, ведут с ними постоянную работу и следят за соблюдением стандартов. «Думаю, на данный момент этого достаточно. А к вопросу создания СРО мы, возможно, придем через некоторое время», – отметил Олег Мельник. Что касается мошенников и защиты интересов туристов, этим должны заниматься правоохранительные органы, а не профессиональные объединения, считают опрошенные эксперты из числа противников саморегулирования.

Полмиллиона за билет в турагентский бизнес?
© HotLine.travel