На Востоке страны, начиная с Урала, последние пару лет активно растет спрос на автоперевозки сборных грузов, которые демонстрируют лучшую динамику по стране. Эксперты говорят о перераспределении грузопотоков, изменении их географии. Почему LTL? В автомобильных грузоперевозках сегмент LTL (перевозок сборных грузов) развивается наиболее высокими темпами (8 %), чем рынок в целом (2 %). Уже к 2020 году, согласно агентству M.A.Research, LTL-рынок будет занимать 25 % (+5 п.п. к 2017 году) в общем объеме перевозок. Это и не удивительно, поскольку грузоотправители все больше внимания обращают на эффективность бизнеса и делают выбор в пользу LTL, которые зачастую выгоднее доставок отдельными фурами. Драйверы рынка «Мы наблюдаем прирост (25-30 %) грузооборота по Новосибирску и более чем скромный – по Москве (5-10 %), – говорит операционный директор ООО «Байкал-Сервис ТК» Алексей Оськин. – Основными причинами «Сибирского чуда» можно назвать санкционный режим, введенный Евросоюзом, и оживление деловой активности в России. Замещение импортного оборудования и материалов на отечественные стимулировало внутреннее производство, способствовало увеличению грузооборота между городами России. Вполне логично предположить, что наибольшая доля данного пирога досталась промышленно-развитым регионам, в том числе Сибири». По словам Алексея Оськина, еще недавно основные грузопотоки (80 % от общего по стране) шли в Россию из Европы и распределялись по территории страны через Москву. Сейчас по разным оценкам, на долю грузоперевозок московского направления приходится не более 60 %. «Европейский трафик компенсировали два фактора, – отмечает генеральный менеджер по стратегическому развитию компании ООО «Байкал-Сервис ТК» Андрей Хрюкин. – Это развитие собственных производств и, как следствие, увеличение внутрироссийского грузооборота сырья, материалов, готовой продукции. И успешное развитие восточного направления грузоперевозок, в первую очередь, конечно, из Китая». Новосибирск сегодня – это крупнейший транспортный узел России на современном экономическом Шелковом пути, те самые ворота, через которые идет основной поток сборных грузов из центральной части страны на восток и аналогично в обратном направлении. Впрочем, растет грузооборот не только из столицы Сибири, но и со стороны городов, входящих в ее ближний круг Томска, Кемерово, Барнаула, Новокузнецка и др. Основная часть перевозимых грузов – это продукция промышленных предприятий. Новосибирск поставляет, в основном, оборудование, автозапчасти и механизмы (до 60 %). «Новокузнецк традиционно отправляет своим потребителям, главным образом, различного рода метизделия (40 %), Барнаул выделяется поставками станков и оборудования (40 %), Томск - лидер по отправкам различного рода кабельной продукции (20 %), - рассказывает Алексей Оськин. - Примечательно, что сама Сибирь выступает потребителем не только товаров народного потребления со всей России. Сельхозтехника и запасные части к ней идут в Сибирь из Ростова, металопрокат и чугунные изделия поступают из Челябинска». Все это подтверждает еще одну тенденцию, обозначившуюся в перевозках последних лет – увеличение доли промышленных товаров (средне- и крупногабаритных), изделий машиностроительной отрасли и обрабатывающей промышленности. Тогда как еще до 2013 года, по словам Андрея Хрюкина, в перевозках компании преобладали товары народного потребления (одежда, бытовые приборы и т.д.). Кроме того, выступая хабом для Дальнего Востока, Новосибирск в полной мере пожинает плоды развития данного региона. «Мы видим, насколько активно сегодня развивается Дальний Восток, для поддержки которого была разработана соответствующая правительственная программа, - дополняет Андрей Хрюкин. - Мы настроены активно осваивать территории этого региона, открывать там свои филиалы. Думаю, это станет для нас одной из точек роста в этом и следующем году». По мнению экспертов «Байкал-Сервиса», потенциал рынка автоперевозок (сибирского в том числе) еще не до конца раскрыт. Предпосылкой должно стать дальнейшее развитие инфраструктуры. Дан зеленый свет нетяжелым (до центнера) грузам Компания Байкал-Сервис, которая сегодня входит в тройку ведущих отечественных перевозчиков сборных грузов, в этом году отметит свое 25-летие. По случаю юбилея компания готовится провести для своих клиентов ряд акций. Первая, которая недавно стартовала, дает возможность получить скидку до 40% на небольшие и необъемные грузы (весом, как правило, до 100 кг и объемом до 1 куб. м) на перевозки по более чем 3000 направлений, включая все города-милионники. «В последнее время мы наблюдаем на рынке тенденцию по увеличению доли небольших партий сборных грузов. За последние два года он показал рост более чем в три раза, - комментирует руководитель управления операционного маркетинга ООО «Байкал-Сервис ТК» Александр Волков. - Мы провели большую подготовительную работу и готовы к увеличению заявок и объемов перевозок».

Сибирь задает тон
© Аргументы Недели