Житний рынок. Тысячелетие от зарождения Киева до наших дней

В каждом городе есть место, которое проходит с ним путь от рождения до современного состояния, впитывая в себя память прошлых поколений жителей и оставаясь на карте, даже если от него сохранилось только название. Например, район Пяти углов Нью-Йорка, породивший понятие американской нации или Деволановский спуск в Одессе, сплавивший множество национальностей в колоритное понятие «одессит». Особняком в этом списке стоит Житний рынок Киева на Подоле, незаслуженно забытый современниками, прошедший красной нитью через всю историю матери городов русских, и ставший тем сакральным местом вокруг, которого вырос древний Подол. Старше Кия Появление торжища, возле склона нынешней горы Щекавица, датируется археологами VIII веком нашей эры и вполне сопоставимо со временем основания Киева братьями Кием, Хоривом и Щеком, описанными Нестором Летописцем в «Повести временных лет», — «…а Щекъ сѣдѧше на горѣ • гдѣже ноне зоветсѧ Щековица.» Вполне возможно, что торжище на Глубочице появилось задолго до братьев, ведь точная дата основания Киева не установлена, а у подножия горы археологами были обнаружены славянские захоронения дохристианской эпохи VIII — IX веков. Современные историки и археологи связывают появления торжища, в этом месте с его удачным расположением на водном торговом пути «из варяг в греки», связывающим север Руси с южными землями, а Балтийское море — с Черным. Действительно, в описываемые Нестором летописцем времена, через территорию Торжища текла река Глубочица, впадавшая в реку Почайну, получившую своё название из-за большой глубины, позволявшей ей принимать нагруженные зерном баржи торговцев и ладьи варягов. Торг на реке Вдоль двух берегов Глубочицы, появились торговые места, на которых с барж и лодок масштабно торговали рожью (житом). Ведь в те времена колесо еще не получило широкого распространения да и массовое производство подвод на гужевой тяге появилось несколькими веками позднее. Поэтому близость Днепра и наличие у крестьян лодок делали водные пути наиболее привлекательным транспортом. Вокруг пристаней, находившихся в километре от места впадения Губочицы в реку Почайну, возникла площадь, разделявшаяся рекой Глубочицей на две части и ставшая местом притяжения для купцов и ремесленников, фактически основавших Подол. В летописях эта площадь упоминалась как Торжище, на которое приезжали купцы со всех стран: варяги, византийцы, немцы, арабы, хазары, бухарцы, булгары. По современным меркам Торжище занимало целый квартал, а его центром было место, где сейчас расположена автостанция "Подол". Кстати, возле современной автостанции есть топоним, хранимый памятью киевлян — автобусная остановка «Житний рынок», ведь благодаря основному товару, базар, на притоке Днепра, получил название Житний торг. Основатель Подола Хорошее расположение торга, рост населения Киева и его особенное значение в становлении славянской государственности, способствовали росту богатства местных купцов и ремесленных объединений, на средства которых начали возводиться храмы. В частности, по инициативе князя Мстислава Великого и на средства торговавших хлебом купцов в 1131-36 годах была построена церковь Пирогощи Богородицы (Киево-Подольский Успенский собор), о чем упоминается в Лаврентьевская летописи от 1131 года — «в тоже лѣто заложи Мстиславъ церковь святыя Богородицы Пирогощюю». Постепенно Торжище стало центром общественной и политической жизни Киева. Во времена Киевской Руси здесь проходили многолюдные вече. За относительно короткий промежуток времени с Х по XIII века площадь Подола увеличилась до 200 га, а численность населения достигала 50 тыс. человек. Развитию торга немало способствовало заселение склонов горы Щекавицы к концу XII века и превращение ее в окраину Киева. В летописи 1151 года упоминается крепость на горе Щекавица, под защитой которой были поселения и торжище на Глубочице. Житний торг и разрастающийся вокруг него Подол становятся основным торговым и ремесленным центром города. Рядом с Житним рынком археологами была обнаружена древняя мастерская, датируемая XII веком — предположительно дубильня, в которой под прессом в растворе вымачивали кожи. Все отходы, от этого ремесленного производства, сливалась в ручей Киянка, пробегавший прямо посереди ложбины и впадавший в Глубочицу, которая сливалась из ключей в районе современной Лукьяновки и Львовской площади и протекала по современным улицам Глубочицкая, Верхний и Нижний Вал. Разрушен до основания Но многочисленные укрепления не спасли Киев от нашествия монголо-татар. 5 сентября 1240 года Киев, столица Киевского княжества, был осажден войсками монгольских улусов во главе с чингизидом Батыем и военачальником Мунке и, в результате многомесячной осады, был взят 19 ноября того же года. После массовой резни с пожарами и разрушениями Киев был полностью уничтожен, торговать было не с кем и нечем. Археологические исследования Киева показывают ужасающую картину татаро-монгольского погрома 1240 года, в одной лишь братской могиле найдены останки около двух тысяч киевлян. Францисканский монах Плано Корпини так описывал трагическую картину упадка столицы Древней Руси: Киев «теперь сведен почти на нет и там едва насчитывается 200 домов». Достоверные исторические сведения о первых 70 годах после разорения Киева после 1240 года отсутствуют. До сих пор, это малоизученная страница отечественной истории. Основными источниками того периода были картографические материалы и записи иностранцев-путешественников. Большая часть историков склоняется к мнению, что Киев в течении XIII-XIV веков находился в запустении. О масштабах разрушения Киева и последовавшей за ним деградации может служить тот факт, что церковь Пирогощи Богородицы почти полностью разрушенная в 1240 году была восстановлена только спустя 234 года в 1474 году! Возрождение их пепла Древний Киев лежал в руинах, но неизменным оставалось его выгодное географическое положение. По предположению ряда историков, поскольку первым начал возрождаться именно Подол, бывший в то время основным торгово-ремесленным районом, население Подола оставило дома пригорода Киева еще до начала штурма. Когда спустя несколько лет руины Щекавицы облюбовали земледельцы, вершина горы была занята под выращивание хлеба, а склоны — под виноградники, Житний торг воскрес из пепла. Тот же Плано Корпини уже в 1245 году увидел в Киеве купцов из разных стран Европы и Константинополя. По старой памяти земледельцы снова начали торговать своим товаром — рожью и виноградом, на месте сожженного монголами Житного торга. Торжище начало свою историю сначала, вновь притягивая к себе купцов и ремесленников. Монголо-татарское нашествие и последовавшее за ним иго, с десятинным оброком товаров и населения очень сильно затормозило восстановление Киева. От нанесенных увечий город не смог окончательно оправится даже спустя триста лет. Так посланник Австрийского императора Эрих Лясота в 1596 г. писал «Там, где стоят руины, где когда-то находился город, теперь или почти нет зданий, или их очень мало, нынешний город построен внизу…». А по количеству жителей смог догнать показатели 1240 года лишь спустя 600 лет, к XIX веку. Торговый центр Киева К началу ХV века, благодаря реке Глубочице — главной внутренней транспортной артерией Киева, Житний торг и окружающий его Подол снова стали торговым центром возрождающегося Киева, вокруг которого появляются кварталы ремесленников. Например, в ложбинах Гончары и Кожемяки жили ремесленники гончары и кожемяки. Впрочем, именно популярность Глубочицы сыграла с ней злую шутку — река, изначально имевшая густую сеть прилегавших к ней ручьев и балок (Юрковица, Турец), потеряла свою глубину и полноводность из-за заселения местности и последовавшего засыпания притоков для строительства новых улиц и кварталов. Поэтому к концу XVII века Глубочица стала непригодной для судоходства. Обмеление Глубочицы, не привело к спаду торговли, поскольку шло параллельно с развитием сети дорог Киева, которые обеспечивали подвоз товара к Житному торгу. Купеческие гильдии, имевшие лавки на Житном, считала своим долгом возвести церковь неподалёку от рынка — вот, почему район Подола, вокруг бывшего Житного торга, окружён множеством небольших церквушек. Это и церковь Николая Притиска, построенная на месте первого киевского храма Святого Николая, Крестовоздвиженская церковь, и девичий Флоровский монастырь. Возведенные на средства купцов храмы настолько гармонично вплелись в архитектуру Подола, что породили в народе пословицу — «Киев невозможен без Подола, как святой Владимир без креста". Вплоть до ХVII-ХVIII веков вокруг Житнеторжской площади, так стало именоваться торжище в те времена, размещались иностранные торговые сообщества: армянский, греческий, генуэзский, турецкий и иные кварталы. Развитию Житного и возведению новых храмов способствовало Киевское братство, боровшееся с Речью Посполитой и униатами с начала ХVI века и объединившее мещан 17 ремесленных цехов, а так же Межигорское подворье Запорожской Сечи. Раз в год в Киеве, на территории Житнеторжской площади проводилась Крещенская ярмарка установленная "привилеем" польского короля Сигизмунда I, история, которой прослеживается как минимум с XVI века Выгодный контракт Но по настоящему крупным торговым центром Киев становится, только оказавшись в составе Российской Империи — 27 сентября 1797 года "высочайшим указом" императора Павла I Дубненская ярмарка была перенесена в Киев. Городок Дубно на Волыни на протяжении десятков лет был центром проведения крупнейшей ярмарки Речи Посполитой, однако, когда польское государство окончательно исчезло с карты Европы, Дубно оказалось почти на российско-австрийской границе, и проводить ярмарки там стало неудобно. К концу ХVIII века Киев насчитывал всего 25 тысяч жителей и состоял из трех поселений, между которыми тянулись поля и холмы. Самое крупное из таких поселений — древний Подол и было выбрано для Контрактовой ярмарки, впервые открывшейся 15 января 1798 года на Житнеторжской площади. Новая ярмарка, названная "Контрактовой", фактически стала одним из градообразующих факторов, дав мощный импульс развития Житнему рынку и Подолу в целом. Таким образом, ярмарка была перенесена в Киев к обоюдному удовольствию и правительства, и деловых кругов, и слилась с традиционной Крещенской ярмаркой, начинавшейся 6-8 января Житнеторжской площади. Ежегодная Контрактовая ярмарка, собирала в Киеве тысячи иностранных купцов, помещиков и ремесленников. На ярмарке заключались контракты-соглашения на оптовую куплю-продажу промышленных, ремесленных изделий, сельскохозяйственной продукции, на куплю-продажу и аренду помещичьих имений, а также оформлялись кредитные и залоговые операции, семейные дела помещиков связанные с имуществом, брачные договоры, выплата приданого, завещания и тому подобные сделки. Ярмарка продолжалась около месяца и приносила большой доход городу и горожанам. На эти деньги строились новые общественные здания и жилые дома (сдававшиеся в аренду на время ярмарки), развивалась городская инфраструктура. Все сделки заключенные на ярмарке регистрировались в Главном гражданском суде и совершались в здании магистрата, позже для ярмарки был построен специальный Контрактовый дом, который несколько раз горел, его строили на новом месте и, наконец, окончательно он закрепился в центре большой площади, которая и сегодня, носит название Контрактовой. А ярмарка сохраняла свое значение вплоть до Первой мировой войны. Подольский привоз К концу XVIII века река Глубочица из-за сезонных разливов, вызванных дождями, стала угрожать архитектуре плотной обступившей ее с двух берегов Житнеторжской площади и Подолу. Поэтому, по решению городских властей, русло Глубочицы на Подоле выпрямили и обнесли валами для защиты близлежащих домов от паводков. От этих инженерных сооружений и появилось название улицы с разноименными сторонами — Верхний и Нижний Вал. Поскольку сюда сбрасывались отходы гончарного, дегтярного и кожевенного производств, которые вызывали появление над Подолом довольно неприятных ароматов, киевляне прозвали этот участок Каналом, Канавой или Помойкой. В первой половине ХIХ века воскресная торговля на Житнем рынке получила название Подольского привоза, в честь стихийно образовавшегося рынка привозных товаров на Верхнем — Нижнем валу. Обычно по воскресеньям в 4-5 утра сюда прибывали лодки с верховий Днепра, в которых селяне привозили в Киев на продажу овощи, фрукты, живых кур, гусей, кроликов, свиней и рыбу. В те времена Киевское море еще не затопило исчезнувшие в верховья Днепра села — Шевченковое, Чигрин-Диброва, Рель, Сорокоши, Сваромье, Тарасовичи. В воскресенье, на подольский Привоз киевляне шли как на праздник. На месте разгрузки лодок играли гармони и балалайки, звучали песни, в процессе общения люди обменивались последними сплетнями и новостями. Часть товара продавали еще в Гавани, бывшем устье реки Почайной, часть на примыкающем Верхнем-Нижнем Валу. И река стала улицей Из-за обмеления и антисанитарных условий Житного торга, который тянулся от гавани до нынешнего рынка, участь реки, давшей жизнь Житному торгу и Подолу, была предрешена. Старинная речка Глубочица, на участке Верхнего и Нижнего Вала, в середине XIX века была упрятана в подземный коллектор. Подобным образом, в начале ХХ века, расправились с верхним течением реки Глубочица, на месте которого находится современная улица Глубочицкая. Сам коллектор очень ценный с точки зрения архитектуры и представляет собой высокий арочный кирпичный ход, официально известен как археологический объект 165. Похороненная людьми Глубочица, еще долго выносила в Киевскую речную гавань (бывшее устье срытой реки Почайной) ил, песок, мусор, всю ту историческую память и артефакты, которые тысячу лет оставляли в ней киевляне. После окончания Великой отечественной войны, вблизи киевской Гавани, еще можно было увидеть песчаные косы, намытые неудобной рекой. Летописная река, ставшая ручьем благодаря людской неблагодарности, жива и поныне, питается источниками в районе завода Артем и Кмитовом яру. Без революций и потрясений Пожалуй, заключение Глубочицы в коллектор было единственным потрясением для Житного рынка в первой половине ХХ века. Ни революция, ни гражданская война, ни фашистская оккупация не смогли ничего изменить в укладе и внешности рынка, который вплоть до послевоенных лет сохранился в том виде, в котором его застал конец XIX века. По стороне базара, примыкающей к Фроловскому монастырю, был колхозный рынок, со стороны горы Щекавица раскинулись мелкие торговые лавочки и ремонтные мастерские, а перекрытые двухскатной крышей торговые ряды самого Житного рынка тянулись по обе стороны Верхнего-Нижнего Валов. Разделенный надвое рынок представлял собой торговые ряды, окруженные деревянными галантерейными рундуками, внутри которых сочетание запахов мыла, кремов, кожи и табака создавало неповторимый аромат детства киевлян послевоенного времени. Базарную площадь окружали разнотипные постройки середины ХІХ века с хозяйственными, комиссионными, галантерейными магазинами, занимавшими первые этажи. Вокруг рынка было сосредоточено множество дореволюционных домов с обшарпанными фасадами и грязными, воняющими котами подъездами, в которых располагались ночлежки и тайные притоны. Местность около Житнего была местом сбора всякого рода блатных компаний, а также хорошей ночевкой под открытым небом для нищих и бродяг. В послевоенное время базары были основным источником существования киевлян, а Житний, как и тысячу лет назад после Батыя, снова стал главным торговым центром города, чему немало способствовала близость речного порта. В конце 50-х годов прошлого была проведена перепланировка Валов, которые по замыслу городских властей должны были стать тихим, красивым и зеленым бульваром на Подоле, с тенистой аллеей и скамейками посередине. Но публика, обитающая вокруг рынка, внесла свои коррективы, бульвар моментально заполонили воры, пьяницы и рыночный сброд. По Подолу ходит легенда, что руководство рынка пыталось искоренить этот рассадник преступности, обратившись за помощью к местному вору в законе Виталику Бомбе, но тот отказался. В наши дни вместо прогуливающихся людей на аллее Валов раскинулись торговые палатки. Шиворот-навыворот К концу 60-х годов базар ужали в размерах, попытались сделать более цивилизованным. Он был загнан в пределы одного из Валов, а не разлит по обе стороны как прежде. Почти половину древней Житнеторжской площади, вместе с одним из бывших исторических павильонов рынка отдали под автобусную станцию «Подол». Но основательно за Житний взялись в начале 70-х. Напротив бывшей центральной площади рынка, по Верхнему валу в 1974 году началось строительство нового корпуса Житнего рынка, который должен был вместить весь торговый люд с остатков Житнеторжской площади и нового автовокзала. По замыслу архитекторов Штолько, Ратушинского, Мониной и конструктора Бернарского новое здание рынка должно было «создать целостное восприятие внутреннего и внешнего вида здания» и стать крупнейшим крытым рынком в Европе. Для этого крышу рынка сделали «шиворот-навыворот», вогнутой во внутрь. К моменту окончания строительства в 1980 году новое здание рынка вмещало 1 350 торговых мест (плюс еще 600 на открытой площадке рядом с павильоном), из-за небольшого размера участка уместить на нем столько торговых точек оказалось невозможно и их распределили на нескольких этажах и балконах. Здание рынка оборудовано складами, холодильными камеры и оросительные установки для зелени. Каждое рабочее место обеспечили горячей и холодной водой. Поскольку здание находится на месте, где издавна существовал базар, фасад украсили чеканными металлическими панно с сюжетами из истории Киевской Руси. Контраст нового корпуса, построенного в стиле советского постмодернизма, со старой застройкой и отсутствие пространства вокруг рынка делает его инородным объектом на Подоле. Кроме того, в 1990-х года он оброс сплошной полосой баннеров и торговыми прилавками, прислоненными к павильону, что еще больше изуродовало здание. В 2017 году на новом корпусе Житнего начался ремонт. В мае начался демонтаж торговых точек, а на начало июня освободили третий этаж здания и крыло второго. На этом ремонт закончился. Сейчас на рынке готовятся к капремонту, а заодно обещают, в рамках деккомунизации, демонтировать декоративные украшения с названиями городов России. Согласно плану КГА с 2020 года Житний полностью уйдет на реконструкцию и будет закрыт минимум на два года. Торговцы рассказывают, что по утрам на Житнем рынке скупаются повара известных политиков, бизнесменов и звезд шоу-бизнеса. Так, на рынке можно увидеть танцора Влада Яму, изредка заезжает мэр Виталий Кличко, ранее часто видели экс-президента Виктора Ющенко, который осматривал ряды пасечников. К несчастью, пользуясь полным безразличием городских властей к историческому наследию, застройщики за последние десятилетия изуродовали неповторимый облик Подола. Было снесено много домов 19 века, вместо, которых понастроили инородных Подолу уродцев, но все-таки до сих пор это одно их самых любимых киевлянами и приезжими мест впитавшее в себя дух тысячелетнего города.

Житний рынок. Тысячелетие от зарождения Киева до наших дней
© Украина.ру