Деревянная глубина
Если людям нравитсяПервую карту приморцы Андрей Шульга и Глеб Зеленов смастерили в 2012 году. Небольшой сувенир сделали по предложению брата Глеба.«Мой брат — яхтсмен. Ему захотелось сделать карту с изображением глубин [акватории] Владивостока. Он прорисовал на компьютере все слои будущего изделия и принёс материалы. У нас с Глебом был станок, который мы покупали для изготовления чехлов на телефон, на нём мы и вырезали свою первую карту. Получилось красиво, но мы не придали этому большого значения. Чуть позже сделали ещё несколько карт и стали их окрашивать», — рассказывает один из основателей проекта WoodenMap Андрей Шульга.В 2015 году ребята впервые поучаствовали в творческом маркете Creativespot. Они продавали чехлы. На площадке маркета висела одна из работ мастеров — карта Владивостока.«Мы принесли её для красоты. Даже не планировали продавать, но её купили. Для нас карты были в первую очередь хобби, а не возможностью заработка. Но тогда мы задумались, что если людям нравится, то эту идею нужно продвигать», — добавляет Андрей. Затем ребята приняли участие в дальневосточном МедиаСаммите, где получили первый корпоративный заказ — их попросили сделать десять карт Охотского моря. На заработанные деньги WoodenMap запустили сайт и докупили новое оборудование. Именно тогда хобби переросло в бизнес. По словам Андрея, открывать своё дело было непросто: первые несколько лет трудились в гараже. Работа кипела по вечерам и ночам — когда у парней заканчивалась учёба в университете и основная работа. В 2017 году мастера обосновались в цеху.«Мы были первыми в создании таких карт, и учить нас было некому. Я слышал только про один подобный пример — канадских мастеров, которые делали карты озёр. Но они работали по готовому шаблону, который есть в открытом доступе, — говорит Андрей Шульга. — Сейчас в России появляются команды, которые пытаются делать что-то подобное. Конечно, это немного льстит. Тем более что мы задали тренд из Владивостока, а не из Москвы, как это чаще всего происходит. Кроме того, рынок и конкуренция — это всегда здорово». Слоёный пирогСоздание батиметрической карты начинается с проработки макета. По словам Андрея, это самая трудоёмкая часть процесса. Макеты флагманских моделей WoodenMap — карт полушарий или мира, в составе которых около двух тысяч деталей, — готовят порядка двух месяцев. «На этом этапе наша задача — максимально подробно прорисовать все детали, которые мы хотим видеть на будущей карте. Важно не проглядеть какой-нибудь остров или надпись, ведь соответствие действительности — одна из главных наших фишек. Глубины карты режутся лазером в точном соответствии с реальными глубинами акваторий», — комментирует Андрей. Каждый слой вырезают на лазерных станках. В среднем у карты шесть-семь слоёв, в толщину она составляет около 2 см. Они производятся из берёзовой фанеры: этот материал прочный, стойкий и гладкий.«Станки выполняют всего 30% работы: нарезают слои и острова, размечают надписи. Самая важная и сложная работа — ручная. Даже если перед нами лежат готовые слои, то каждый из них ещё нужно отшлифовать, покрасить. Последний этап — сборка всех деталей воедино. На карту вручную приклеиваются все надводные и подводные острова. Далее мы фрезеруем края и лакируем готовое изделие», — говорит Андрей. По его словам, за годы работы технология производства изменилась практически полностью. Например, раньше ребята склеивали слои при помощи струбцин, использовали подкладки. Это занимало много времени, но не всегда давало должный результат: слои карты съезжали из-за большого количества клея.«Тогда каждая ошибка была фатальной, и карту приходилось переделывать заново. Сейчас даже если мы найдём на полностью готовой карте какую-то неточность, то скорее всего исправим её, — рассказывает Андрей. — Вспоминается курьёзный случай. Несколько лет назад для Восточного экономического форума мы делали карту Дальнего Востока. Тогда Камчатская область уже давно стала краем, но у нас на карте она значилась как область. Конечно, как это обычно бывает, это заметили только за несколько дней до мероприятия. Но мы не растерялись, аккуратно вырезали эту часть и переделали».В ассортименте WoodenMap порядка 120 готовых макетов. Среди них карты полушарий, мира, России, отдельно Дальнего Востока и его субъектов, Байкала и многие-многие другие.«Самые красивые карты — с водным рельефом. Глубины — это наш конёк, но мы также берёмся и за высоты. Как-то житель США заказывал у нас карту Бора-Бора — атолла, образовавшегося из потухшего вулкана. Тогда мы прорезали не только глубины, но и высоты. Последние изготавливаются с помощью 3D-гравировки», — рассказывает основатель WoodenMap. На всей ЗемлеВ основном карты у WoodenMap заказывают дальневосточники. Но среди клиентов также немало жителей Центральной России и других стран. Андрей отмечает, что в первую очередь это достигается за счёт качества и красоты изделий, ведь чем больше довольных клиентов, тем больше о них узнают и тем быстрее расширяется география клиентов, а значит, и ассортимент карт. За рубеж приморцы отправляли карты мира, Скандинавского полуострова, Объединённых Арабских Эмиратов, канадской провинции Квебек, Японии, Великобритании и другие.«Сейчас наша основная площадка для продвижения — Инстаграм. Если посмотреть на статистику просмотров, то после России наш аккаунт наибольшим спросом пользуется у жителей США. Пожалуй, для клиентов из других стран наши работы — как кот в мешке, но негативных отзывов мы пока не получали и, надеюсь, не получим», — отмечает Андрей Шульга. Так как работы WoodenMap чаще всего покупают в качестве подарка, то у заказчиков практически всегда возникают индивидуальные пожелания.«Нас часто просят украсить карту памятной надписью, выделить определённый дом на карте города, подписать название той или иной улицы. Один из недавних интересных заказов — двухслойная карта с морским рельефом, по которому можно передвигать корабли на магнитиках. Даже мы со своим замыленным взглядом были приятно удивлены результату, — отмечает Андрей Шульга. — В 2016 году делали карту с земным рельефом для национального парка „Земля леопарда“. Нужно было отметить все зоны нацпарка, туристические маршруты, кордоны и даже вырезать фигурки обитателей. Карта украшает визит-центр». Захват мираСейчас сложно сказать, как будут совершенствоваться карты. Во многом это зависит от пожеланий клиентов: здесь спрос рождает предложение. Но у WoodenMap есть идеи по расширению линейки настольных часов. Приморцы планируют смастерить часы-неваляшку, стрелки которых будут практически полностью спрятаны, а также часы с корпусом из бетона. В последних будут заключены карты поверхности Земли, Марса и Луны. Кроме того, в разработке — журнальный столик, под стеклом которого будет размещена карта. В этом году ребята планируют открыть шоурум в Санкт-Петербурге, а также филиал своего цеха. В глобальных планах — отправить свои работы во все известные туристические города мира. Изделия могут быть представлены как в сторонних магазинах, так и в собственных, открытых под брендом WoodenMap. «Мы разработали концепцию будущего магазина. В нём будут продаваться карты, часы, а также небольшие сувениры из дерева. Конечно, с географическими объектами. Уже зарегистрировали свой товарный знак и ждём, когда нам выдадут свидетельство. Возможно, будем продавать франшизу, — поделился Андрей Шульга. — Открытие представительств, а тем более цехов в других городах — это безумно ответственный шаг. Ведь несмотря на свою эстетическую ценность, наши карты — прежде всего подарок, адресованный конкретному человеку. Мы это прекрасно понимаем и уверены, что нам удастся сохранить и донести до новых работников WoodenMap свою внутреннюю установку — делать карты с душой, красиво и качественно».