Сколько накапало? Одна из черных дыр ЖКХ

Самая больная тема нашего общества – жилищно-коммунальное хозяйство и все что с ним связано. В квитанции за коммуналку досконально разобраться просто невозможно. К чему мы идем и придем, и есть ли свет в конце тоннеля, редактор «АиФ-Псков» узнала у эксперта по вопросам ЖКХ Общественной палаты Псковской области Сергея Корсакова. Нервы и деньги - Сергей Александрович, в середине нулевых, когда формировались Управляющие компании, специалисты предупреждали, что мы еще вспомним старые времена. И действительно, узел затягивается все туже и туже... - На самом деле это началось еще раньше, с 1991 года, одновременно с развалом Союза, когда был запущен механизм приватизации. Люди получили право стать собственниками своего жилья, но до настоящего времени так реально и не осознали свои права и обязанности в отношении своей собственности. И если с квартирой более-менее все понятно, то с общим имуществом, прям беда какая-то. В этом я убедился, когда участвовал в создании Фонда капремонта. Люди решали проблемы, возникающие в доме от случая к случаю, часто ошибаясь и теряя время, нервы и зачастую деньги. Так что класс собственников нужно было воспитывать с начала приватизации жилья. - Воспитали? Хоть отчасти? - Нет, конечно! Когда что-то случается, люди вспоминают что они собственники. Жилищное законодательство дало им определенные права. Но как бы этими правами еще и воспользоваться? Вот читать-писать-задачки решать в школе учим. Но не учим пониманию, что, например, мусор - богатейший ресурс, за которым бизнес должен в очередь выстраиваться. - Честно говоря, нам собственникам, и в квитках за коммуналку не разобраться, не говоря о старшем поколении, которые и не пытаются это сделать, лишь платят исправно. - Как сказал глава ФАС России Игорь Артемьев, мы переплачиваем значительно. В тариф запихнуто все и, сверх того. И никто не может разобраться, что туда напихали. Нет, кто запихивал, тот может это сделать. Как-то изучал европейскую квитанцию за коммуналку: не дай бог, в бунгало собственник 100 лишних литров воды потратил. Так ему подробно на листе объяснят: возможно у вас в доме появилась утечка и обратите внимание на следующее, посмотрите там -то. Или во Франции, где был период, когда квитанции приходили на 2 листах с расшифровкой каждой строки, чтобы люди четко понимали, за что отдают деньги. И представьте, добились результата - научили их, пока они сами не сказали, мол, не надо таких подробностей, не тратьте бумагу. - А у нас?.. - А мы идем своим путем. Вернее, нас ведут. Особенным и для нас, собственников в практически абсолютном большинстве, за исключением специалистов в сфере ЖКХ, непонятным. Вот, к примеру, пришли мы, точнее нас привели к тому, что плату за коммунальный ресурс, который используется в целях содержания общего имущества с 2017 года рассчитывают так, что если ресурсоснабжающие организации исполнительные листы, полученные в суде предъявят к исполнению, Управляющим организациям выхода кроме банкротства не остается. И это очень плохая ситуация. Опять норматив! - Неужели к этому животворящие ОДН привели? Или как народ их расшифровал «обобрали до нитки». - С момента введения в действие Правил предоставления коммунальных услуг, с мая 2011 года и до января 2017 года в многоквартирных домах, оборудованных коллективными приборами учета холодной и горячей воды, электроэнергии люди оплачивали коммунальный ресурс, потребленный на общедомовые нужды, так называемые ОДН. Непонятное происхождение и величина ОДН вызывали у них такую бурю эмоций, что и расшифровка коммунальных ресурсов, потребленных на общедомовые нужды, была ими сделана соответствующая, как сказали выше. С января 2017 года в квитанциях появилась аббревиатура «СОИ»: ХВ на СОИ, ГВ на СОИ, электроэнергия на СОИ. Расшифровывается СОИ как коммунальный ресурс, потребляемый для содержания общего имущества. Рассчитывается для граждан этот «довесок» к плате за коммунальные услуги, представленные им в жилых помещениях, исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества. - Зачем это было нужно? - Чтобы защитить людей от оплаты сверхнормативного объема коммунального ресурса, который если имеет место, то исключительно из-за халатности и плохого управления общим имуществом управляющей организацией. Это мнение законодателя, позицию которого поддержал суд. На самом деле не все так просто. Большую роль играет то, насколько величины нормативов, утвержденных региональным госкомитетом, соответствуют реальному потреблению в многоквартирных домах холодной воды, горячей воды, электроэнергии. Приказом Госкомитета по строительству и ЖКХ от 2016 года нормативы потребления горячей воды, в домах этажностью 1-5, 6-9 установлены в размере 1.6-1.8 куб. м (с 3.48 куб. м!) Ни в одном из регионов РФ так низко нормативы потребления горячей воды не уменьшили! Ранее используемый норматив потребления холодной воды в домах с водоподогревателями уменьшен в 2 с лишним раза! И это при том, что закон об энергосбережении требует таким образом использовать расчетный метод определения объема потребляемого коммунального ресурса, чтобы он стимулировал потребителей к установке приборов учета. - Но это же прекрасно, у нас и так бедный регион! А в квартирах счетчики стоят! - Сейчас настала ситуация, при которой все больше граждан переходят в расчетах за воду со счетчика на норматив потребления. И повышающий коэффициент, равный 1,5 их не останавливает. Так как норматив потребления горячей, холодной воды необоснованно низкий, при сложившемся в доме режиме водопотребления на общем имуществе формируется объем воды, значительно превышающий объем, рассчитанный исходя из нормативов потребления холодной, горячей воды в целях содержания общего имущества. И это не результат безответственного отношения управляющих организаций к содержанию общего имущества, хотя и такие случаи имеют место. Нет, в абсолютном большинстве случаев возникновение на общем имуществе нераспределенного (сверхнормативного) объёма холодной, горячей воды связано с величинами нормативов потребления коммунальных услуг. Аналогичная ситуация с нормативом расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды. Псковские теплосети считают, что норматив на подогрев воды, утвержденный Госкомитетом по строительству и ЖКХ, является экономически не обоснованным и организация несет потери при применении такого норматива в расчетах за горячую воду. Сейчас вопрос оплаты управляющих организаций за горячую воду, потребленную в целях содержания общего имущества, решается в суде. - Неужели все так серьезно? - Управляющие организации и ресурсники несут серьезные финансовые потери, которые отражаются на их финансовой устойчивости. До ручки, то есть до банкротства управляющих организаций - один шаг. Лица, от которых зависит решение, проблему с нормативами знают, как знают и то, чтобы ее решить, необходимо будет принять непопулярные меры, а именно пересмотреть нормативы, что вызовет рост платежей и соответственно, недовольство граждан. - И снова это бремя ляжет на людей?! - Хорошо, останемся без системы управления, и сами будем ТСЖ создавать и управлять домом!? Ау, «собственники», к таким подвигам готовы? Именем ЖКХ! - Но есть же другой выход? Навести порядок, наконец, в резиновых квартирах, где прописан один, платит по нормативу, а живут десять гастрабайтеров, льющие воду кубометрами. - Ну, есть норма в правилах предоставления коммунальных услуг дающее право управляющей организации устанавливать количество лиц, использующих помещения. Есть, к примеру сигнал. Пришли представители управляющей компании к двери в квартиру. Ну сопит кто-то изнутри. Сопящий или сопящие за дверью порядок не нарушают, аварии тоже нет. Постучали, постояли, ушли. Часового у двери не выставишь. Ситуация другая – дверь открыли, даже внутрь пустили. Закон нервно курит в стороне: «Мы пришли цветочки полить, сейчас уйдем!» Немного утрирую, но как-то так. Даже если составили акт о том, что кроме постоянно проживающего товарища обнаружено еще 10 неизвестных, то все собираются на выход, а постоянно проживающий пишет заявление, что период пребывания остальных закончился, как и начался. Одним днем. На самом деле можно получить нужный результат. С трудом, с участковым, который паспортный режим проверит. Который потом бегать от вас будет. А почему в ранг государственной политики не введен вынос приборов учета из квартиры при проектировании? В Европе все приборы учета вынесены наружу - никто никого не тревожит, вовремя поверки и замены приборов проходят. Участковый, опять же доволен. Почему у нас - нет? А если учет внутри квартиры, ставьте счетчики с «электронными мозгами» и удаленно снимайте показания. Все уже разработано и такие умные счетчики применяются. С их установкой не страшны никакие резиновые квартиры и отечественные Кулибины, которые пользуясь тем, что учет организован внутри квартиры показания счетчиков «тормозят». Вот тут у нас народ талантливый. Слава богу, что немного таких умельцев. Нет, ну правда, если мы говорим о цифровой экономике, вот, реальное поле для внедрения таких новаций. И тогда мы сможем контролировать, сколько используется воды в каждом помещении и четко понимать потребление домом в целом. - Да не заставите вы пожилого человека, да еще в старом доме, за все это - вынос, установку, оснащение - заплатить! - Тогда только остается: «Тут-тук, откройте именем ЖКХ!» А старый фонд – еще одной черной дырой, которых и так очень много. Но все же мы медленно, но верно движемся в нужном направлении. Это происходит при строительстве новых домов, когда проектировщики учитывают эти нюансы.

Сколько накапало? Одна из черных дыр ЖКХ
© АиФ Северо-запад