Упал – отчитался: система электронного актирования шагает по регионам

Именно государственные закупки и закупки госкомпаний обеспечивают региональной экономике стабильные рынки сбыта и профицит. Давно не секрет, что проблемы возникают именно на стадии исполнения контрактов, которая до сих пор непрозрачна и работает в устаревшем бумажном формате. Это делает фазу исполнения практически неуправляемой, перечеркивая все, «за что боролись» с таким трудом, упрощая контрактную систему. На выходе имеем жесткую статистику: 25% контрактов расторгаются, а из оставшихся – половина выполняется с фатальной задержкой по времени. Причем их существенная часть – это социально значимые закупки, влияющие на качество жизни людей: школы, детские сады, больницы, дороги. Во-первых, это «коромысло» бьет по нацпроектам и ведет к срыву федеральных программ. Во-вторых, бизнес панически боится работать с государством. Даже для крупных поставщиков перспектива отработать по контракту и остаться без гроша является критической. Для среднего и малого бизнеса она означает мгновенную смерть. Профилактика неплатежей и односторонних расторжений Напомним, что эта болезненная проблема остро обсуждалась на Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ-2019». Тогда Федеральное казначейство объявило о долгожданном решении для всех поставщиков – переходе к электронному актированию. Увы, переход оказался нескорым. Если на уровне закона подвижки происходят оперативно, то на практике первые технические шаги к оцифровке исполнительной части контракта обозначились только сейчас. Регионы внедряют «Модуль исполнения контрактов (МИК). Это информационный продукт федеральной торговой площадки ТЭК-Торг. Система позволяет контролировать исполнение контракта в режиме реального времени – в любой момент можно зайти и полюбопытствовать, кто и когда подписал документацию, отправил ее, были ли нарушены сроки, произведена оплата. Наконец, это позволяет замкнуть бюрократический цикл: вся документация обменивается в электронном виде. Никакой тайной канцелярии и слепых зон. Известны неоднократные прецеденты, когда при одностороннем расторжении контракта заказчик в буквальном смысле прятал документацию от исполнителя, лишая его возможности оправдаться в глазах суда и контрольных органов. После перехода к электронному актированию эти игры в прятки будут исключены. Одним из первых регионов, внедривших «Модуль исполнения контрактов» с августа 2019 года, стал Ненецкий автономный округ. С 1 октября система стала обязательной для большинства госконтрактов. – В РТС-Тендер мы отправили своих представителей, у нас сформировано девять групп по шестнадцать человек для обучения. В типовые контракты отдельным разделом вносятся обязательства по использованию системы «Модуль исполнения контрактов», которая позволит отслеживать контракты от стадии заключения до исполнения, – комментирует вице-губернатор НАО Сергей Боенко. – Система показала свою практическую эффективность как для исполнителя государственного контракта, так и для заказчика, теперь все действия сторон государственного контракта переводятся в электронный вид с использованием прототипа системы Вlockchain. Данная система позволит полностью уйти от обмена бумажными документами, что существенно упросит процедуру и сделает ее еще более прозрачной, – пояснил руководитель Департамента цифрового развития, связи и массовых коммуникаций НАО Павел Окладников. Справедливости ради, отметим, что у некоторых регионов существуют свои аутентичные механизмы электронного актирования. Например, такая система, позволяющая осуществлять тотальный электронный контроль за контрактом, есть у Московской области. Исполнение контрактов оцифровано в Москве. Частично такими инструментами владеют в Нижнем Новгороде. Как Правительство РФ будет собирать эти системы в единый «трансформер», пока не понятно. Но, судя по одновременно проснувшемуся интересу регионов к модулю РТС-Тендер, время для сборки единой базы данных уже пришло. Недаром на недавнем Московском финансовом форуме заместитель руководителя Федерального казначейства Анна Катамадзе поставила электронное актирование в число первоочередных приоритетов Федерального казначейства: – В планах Казначейства – в самое ближайшее время урегулировать электронное актирование работ. Мы анализируем, что происходит в области исполнения контрактов. И понимаем, что у нас нет возможностей регулирования, мало объективной статистики о том, что в этой области происходит. На законодательном уровне планируем начать работу над внедрением электронного актирования в осеннем пакете. У нас практически ничего в 44-ФЗ по этому поводу нет. Одна статья, что должен быть подписан акт приемки. Никто не понимает, существует ли частичная приемка. Каковы ее правила, как в этом случае оплачивать, в какой пропорции? Это, конечно, огромная проблема для добросовестного заказчика. Заказчики боятся, что придут контролеры и спросят за ошибки. Для добросовестного предпринимателя – это также огромный риск. Откровенно говоря, его могут просто кинуть. На этапе торгов все может складываться успешно, так как все прозрачно, но потом есть риск неудачи на этапе исполнения и на этапе оплаты. Еще одна проблема связана с затягиванием платежей по уже исполненным контрактам. Порой бывает так, что акты проделанных работ подписаны, а поставщик по полгода не может получить платеж. Мы же, в свою очередь, этот процесс никак не можем контролировать сейчас и никак не можем на него повлиять. Это нарушение не является предметом обжалования ФАС, это вообще не является предметом обжалования какой-либо инстанции. Только суд! Но ведь в суд сходил, а решение – через год. И что с этим решением делать, когда все этапы уже пройдены, контракты закончены, штрафные санкции применены, банковские гарантии применены и компания внесена в РНП, не понятно. У нас в ЕИС оцифрован весь процесс закупки до заключения контракта. Мы видим контракт – и больше не видим ничего: только информацию в реестре, которую внес сам заказчик. С 1 июля Федеральное казначейство запустило пилотный проект по электронному актированию. Кроме того, мы с нашими коллегами из Федеральной налоговой службы договорились, что электронный акт, подписанный в ЕИС поставщиком, зарегистрированным в ЕРУЗ, и заказчиком, является легитимным, юридически значимым документом с точки зрения налоговой службы. Они принимают этот акт от нас как от участников электронного документооборота (ЭДО). Ни для кого не секрет, что налоговая уже давно продвинулась вперед в рамках электронного актирования. Они отрегулировали этот вопрос с точки зрения различных организаций, которые являются участниками электронного документооборота и принимают счета фактуры и универсальные придаточные документы от поставщиков в коммерческом секторе. К сведению Несмотря на то что в 44-ФЗ нет прямого требования о наличии документов по исполнению контракта в электронной форме, такие требования есть в Налоговом кодексе, который предполагает возможность заключения акта в электронном виде. Если систему электронного актирования наконец-то удастся отрегулировать в осеннем пакете поправок, то это даст контролирующим органам массу новых возможностей для защиты прав поставщиков. Появится новый свод ранее недоступных данных. По словам Анны Катамадзе, внесение сведений в реестр и структурированная форма электронного акта позволят в полной мере видеть весь аудиторский след всей закупки до факта ее исполнения. Во-первых, будет понятно, реально ли куплены товары, работы, услуги. Ведь проект Федерального казначейства предполагает интеграцию данных из централизованной бухгалтерии заказчика и из бухгалтерии поставщика 1С. Именно так это работает в пилотной версии программы. Предполагается полная связка между тем, что поставлено на учет у поставщика и заказчика, и тем, что актировано. Это серьезнейший инструмент для защиты интересов предпринимателя в случае, если, например, имеет место затягивание платежей. Цифровое «алиби» заказчика Для заказчика электронное актирование также обладает огромной стратегической важностью. – Пожалуйста, вот все документы в структурированном виде в реестре, все платежи вовремя. Не надо копить эту всю первичку, не надо каждому контролеру доказывать, что ты на самом деле был прав, что нет, например, подлога документов, – объяснила Анна Катамадзе. Наконец, урегулирование системы электронного актирования позволит перевести всю претенциозную работу по исполнению контракта в ЕИС. Это тоже элемент открытости, элемент аудиторского следа взаимоотношений между заказчиком и поставщиком. Мера, безусловно, полезная для профилактики «одностороннего расторжения». Мы вообще не понимаем, как устроено соблюдение норм о своевременном уведомлении заказчика поставщиком. А ведь в процессе исполнения может возникнуть множество форс-мажорных ситуаций. Бывает, что на этом этапе снимают с производства какие-то товары. Это ведь не основание не принять контракт, но это основание для осуществления каких-то юридически значимых действий: уведомление, применение штрафных санкций, в том числе по контракту, и многое другое. Сейчас четкого регламента нет, мы предлагаем эту историю начать полноценно регулировать. Автор: Андрей Троянский Ресурсы внутреннего рынка можно направить в пользу нацпроектов

Упал – отчитался: система электронного актирования шагает по регионам
© Цифровые Закупки