Севастопольские проблемы: кто кому кластер

Заказчиком строительства комплекса выступает фонд «Национальное культурное наследие», учреждённый конгломератом ведущих учреждений культуры РФ — Большим и Мариинским театрами, Эрмитажем и Третьяковской галереей. Официально проект стартовал в конце 2018 года, запланированные сроки окончания — второй квартал 2023 года, объем инвестиций составит порядка 25 млрд рублей, общая площадь строительного участка более 18 гектаров. Напомню, что по инициативе Владимира Путина подобные кластеры возводятся также во Владивостоке, Калининграде, Кемерово, но, пожалуй, только в Севастополе строительство связано со столь огромным количеством проблем. В первую очередь это объясняется самой выбранной для строительства площадкой: мыс Хрустальный является как бы перешейком между двумя историческим частями города — древним Херсонесом и центром современного Севастополя. Долгое время здесь догнивали остатки промзоны, трущобы из каких-то самостроев и гаражей. Совершенно очевидно, что оставлять всё в таком виде было бы преступлением перед городом. Другое дело, что под слоем градостроительного шлака таились (и, видимо, ещё таятся) настоящие реликвии, которые в спешке грандиозного строительства не были должным образом изучены. И здесь уже возмутилась общественность: в защиту исторического наследия выступили неравнодушные граждане, учёные, местные политики. Благодаря их стараниям на карту города нанесена новая достопримечательность — «Форт Меншикова», комплекс признанных «объектом культурного наследия» фортификационных сооружений и подсобных помещений начала XIX века. По факту выявления подобных находок строительные работы периодически приостанавливаются, что ставит под сомнение возможность досрочной сдачи комплекса (а такие разговоры тоже велись). Но поскольку строительство до сих пор толком не началось, застряв на этапе различных согласований, дай Бог, уложиться хотя бы в запланированные сроки. Возможно, предвидя эти проблемы, со стройплощадки ушла строительная фирма Аркадия Ротенберга «Стройгазмонтаж», прославившаяся успешным возведением Крымского моста. С другой точки зрения, она вышла не только из Севастополя, но и со всех «культурных кластеров» — от Калининграда до Владивостока с общим объёмам заказов на 120 миллиардов рублей. Так что роль именно севастопольской общественности в данном стратегическом решении господина Ротенберга, скорее всего, несколько преувеличена. Официально его компания готовится к продаже части активов, что приводит к уменьшению её инвестиционного пакета и условий продажи. А на её место заступает фирма «Стройтрансгаз» Геннадия Тимченко, что тоже вряд ли ускорит ход строительных работ, пока новый подрядчик полностью не войдёт в курс дела. Ещё одним поводом для трений является сам проект комплекса. О вкусах не спорят, и угодить всем проект оперного театра авторства австрийских архитекторов (получивший эффектное название «Чайка») изначально не мог. Но вот прилагающееся к нему служебное жильё сразу же вызвало подозрение у горожан. Особенно когда выяснилось, что жилое здание рассчитано на несколько сотен квартир, а классификация объекта — «многоэтажная жилая (высотная) застройка». Это спровоцировало новый всплеск эмоций: местные архитекторы выступили категорически против строительства в намеченном месте многоэтажного жилья. Тем не менее, работа над созданием кластера уже идёт. Прославленный солист Новосибирского и Баварского театров Сергей Полунин закончил набор юных балерин в Академию хореографии, которая начнёт работу на площадке Севастопольского государственного университета в ноябре. Одновременно Российский государственный институт сценических искусств провёл конкурс на должность руководителя регионального отделения и преподавателей Молодежного креативного технопарка (студии мультимедийных технологий, звукорежиссуры, дизайна, анимации и т.д.), который тоже вольётся в новый культурно-образовательный кластер Севастополя. После задержки, необходимой для корректировки документации, возобновится и строительство грандиозного комплекса, определяя дальнейшую созидательную повестку дня города-героя. Севастополь давно живёт страстями, достижениями и стратегическими целями, не имеющими никакого отношения к реалиям постмайданной Украины. И это хорошо.

Севастопольские проблемы: кто кому кластер
© Украина.ру