Bloomberg (США): российский король пиццы намерен использовать облачные технологии для захвата мирового рынка 

Bloomberg (США): российский король пиццы намерен использовать облачные технологии для захвата мирового рынка
Фото: ИноСМИ
Если вы смогли вскрыть код получения прибыли, занимаясь доставкой пиццы в Арктике, куда партии сыра доставляются на атомных ледоколах, то экспансия в страны с более благоприятным климатом, в том числе в Британию и Нигерию, кажется довольно простой задачей.
По крайней мере — если верить , недавно коронованному королю франшизы в России, а скоро, если поверить ему на слово, то и за ее пределами. Этот уроженец расположенного на крайнем севере города Сыктывкара, а также неудавшийся торговец книгами и активный блогер, начал свое дело в подвале в родном городе. Затем он превратил компанию «Додо Пицца» в одну из самых быстро растущих в Европе ресторанных сетей, оставив позади на своем внутреннем рынке таких конкурентов как Papa John's, Domino's и Pizza Hut всего за восемь лет.
38-летний Овчинников, археолог по образованию, и держатели его франшизы (франчайзи) открыли 457 пиццерий в России, а также еще 69 пиццерий в 11 других странах. Компании «Додо» принадлежит 23 из них, в том числе флагманский ресторан в Китае. В течение ближайших пяти лет Овчинников планирует открыть еще тысячу пиццерий в Европе, Азии и Африке, и мало кто в отрасли сомневается в том, что он сможет реализовать свои планы.
Причина успеха кроется в секретном соусе, который является не съедобным, а бесплотным — речь идет о продукте под названием «Додо ИС», который представляет собой сочетание программных средств и аналитических мощностей, хранящихся в облаке. Работой этого комплекса руководит «главный проворный сотрудник», а обслуживают его 120 технических специалистов. Система «Додо ИС», помимо прочего, обеспечивает мгновенный мониторинг движения наличных средств, учет товаров и сроки технического обслуживания на каждом участке цепи, и все эти данные можно получить одним нажатием пары клавиш на клавиатуре. Кроме того, в обязательном порядке на кухнях размещаются работающие в режиме реального времени камеры видеонаблюдения, что позволяет любому пользователю интернета наблюдать за приготовлением пиццы Додо.
«Наша компания — это киборг, — сказал Овчинников в интервью, которое проходило в штаб-квартире компании «Додо» в Москве. — Наполовину мы продукты питания, наполовину высокие технологии. В этом наше преимущество. Мы невероятно эффективны».
«Додо» еще и невероятно открытая компания, что не столь характерно для успешного предприятия в России, где вмешательство со стороны властей является главной проблемой для многих владельцев бизнеса. Эта компания публикует значительную часть финансовых данных, которые она собирает в режиме онлайн, включая доходы более 500 ресторанов, работающих на условиях франшизы. Так, например, еженедельный объем продаж в долларовом выражении недавно колебался в таком диапазоне: 48164 доллара в ресторане «Додо № 2» в Новом Уренгое в Сибири и 1329 долларов в «Додо № 2» в Караганде, Казахстан. Самые большие перечисления поступают из ресторанов, расположенных за Полярным кругом — из Норильска и Салехарда.
В настоящее время программисты Овчинникова работают над решением еще одной задачи в области продаж. Речь идет о способности создавать планы проведения маркетинговых кампаний для отдельных локаций в тот момент, когда продажи опускаются ниже определенного уровня. Сам Овчинников любит говорить так: «Когда падает производительность труда».
Подобная простота, а еще то, что компания «Додо» в своем манифесте называет «принципом радикальной транспарентности», способствует появлению сторонников и почитателей во всем мире.
Недавно Овчинников продал права франшизы нигерийскому холдингу «Кволити фудс Африка» (Quality Foods Africa), той же самой группе компаний, которая привезла в прошлом году в эту самую большую по численности населения страну африканского континента фирму (по производству пончиков) «Криспи крим» (Krispy Kreme). Алекс Троттер (Alex Trotter), директор компании «Кволити фудс Африка», сообщил о том, что первые из 20 запланированных пиццерий «Додо» будут открыты уже в этом месяце в Лагосе.
«Этот вид бизнеса становится технологическим, а «Додо» находится на вершине этого класса, — сказал Троттер по телефону из своего офиса в Лондоне. — Это лучшая платформа в области быстрого питания из всего того, что мы видели».
По словам Овчинникова, сделка с «Кволити фудс Африка», а также продолжающийся рост в России, Европе и в Азии поможет ему достичь поставленной цели и получить 500 миллионов долларов выручки за счет своей сети в 2021 году и 1 миллиард долларов к 2024 году. Частично он рассчитывает это сделать за счет изменения господствующих тенденций в отрасли, в которой сегодня происходят значительные технологические сдвиги.
На Тверской улице в МосквеВ то время как гиганты в области быстрого питания во главе с  (McDonald's Corp.) тратят миллиарды долларов на развитие услуг по доставке, фирма «Додо» изменяет концепцию своих ресторанов для привлечения большего количества клиентов, а также для реализации того, что Овчинников называет идеальным «балансом бренда», то есть паритетом по продажам между обслуживанием клиентов в ресторанах и доставкой.
Овчинников выступал на одной конференции по высоким технологиям и получил высокую оценку от представителей (Microsoft Corp.) за свое революционное использование облачных платформ. Он отказывается использовать в России такие приложения как «. Итс» (Yandex.Eats) и «Деливери клаб» (Delivery Club). По его словам, они разрывают конечное звено связи с потребителями, которое восполняют его хорошо обученные водители.
Овчинников назвал свою компанию «Додо» и сделал талисманом эту нелетающую и вымирающую птицу, которая упоминается также в его любимой книге «Алиса в стране чудес». Этот бренд постепенно становится в России — и все больше за ее пределами — символом не только самого прогрессивного управления в области ресторанного бизнеса и доставки, но и в сфере партизанского или нетрадиционного маркетинга (guerrilla marketing).
Компания «Додо» попала в заголовки всех стран, от Вашингтона до Токио, когда организовала в 2014 году первую коммерческую доставку пиццы с помощью дрона своим клиентам, находившимся на центральной площади Сыктывкара. Видеозапись этого события Овчинников разместил в интернете, и это сделало из него своего рода к