Зачем бизнес просит проводить госзакупки через эскроу-счета?

Еще в июне бизнес-омбудсмен Борис Титов обращался к премьер-министру Дмитрию Медведеву с просьбой ввести новый порядок оплаты государственных и муниципальных контрактов через эскроу-счета. Сейчас такие счета используются только в строительстве – застройщик может получить деньги дольщиков только тогда, когда объект сдан в эксплуатацию, а первая квартира оформлена в собственность покупателя. По аналогии с этим, оплата государственного контракта могла бы проводиться через банки тогда, когда работы фактически выполнены и приняты. Только за последние 3 года Генеральной прокуратуре пришлось принимать меры прокурорского реагирования, чтобы государство погасило долги перед исполнителями на сумму более 120 миллиардов рублей. Однако тогда Минфин не поддержал идею, но сейчас, как пишут «Ведомости», глава Сбербанка Герман Греф направил письмо Борису Титову с предложением поучаствовать в разработке нового механизма эскроу-счетов для госзаказов. Специально для ВanksToday.net руководитель антимонопольной практики RBS (Rights Business Standard) Анастасия Яремчук рассказывает, почему это важно: «Тренд последних 4-5 лет – участие в госзакупках – обусловлен надеждой поставщиков/исполнителей/подрядчиков на гарантированное получение денежных средств за проделанную работу. Государство не обанкротится, не «сбежит», не скроется и не будет игнорировать требования, за чем часто бывают замечены коммерческие организации в «обычных» правоотношениях в отсутствие как такового государственного контроля. Однако и в сфере государственных закупок не обходится без существенных потерь, неожиданных нарушений со стороны заказчиков. Нарушения допускаются везде: и в рамках 44-ФЗ (закупки для государственных и муниципальных нужд), и в рамках 223-ФЗ (закупки для отдельных видов юридических лиц). Просрочки по оплате поставленных товаров, оказанных услуг, выполненных работ, безусловно, могут привести к отрицательным последствиям для поставщика/исполнителя/подрядчика: отсутствие своевременно полученных денежных средств вынуждают брать займы/кредиты, срывают исполнение других обязательств, способствует невыплате заработной платы, отсутствию расчетов с контрагентами. Госзаказчик также сталкивается с негативными моментами: просрочка исполнения обязательств влечёт за собой привлечение к ответственности – неустойки, штрафы, пени, что свидетельствует о необходимости выделения дополнительных денежных средств. Кроме того, многие заказчики по 223-ФЗ стали использовать такие условия в договорах, как оплата в течение 60 или вовсе 90 дней после исполнения обязательств его контрагентом. Такие «затянутые» сроки оплаты также влияют на деятельность поставщиков/исполнителей/подрядчиков. В этой связи введение эскроу-счетов в рамках госзакупок, с которых оплата будет списываться сразу после исполнения обязательств, представляется действенным методом обеспечения баланса интересов сторон госзаказа, что явно может способствовать ускорению исполнения обязательств: поставщики, очевидно, будут заинтересованы быстрее завершить правоотношения с заказчиком надлежащим образом, чтобы как можно скорее получить деньги, и выйти на новые торги». — руководитель антимонопольной практики RBS (Rights Business Standard) Анастасия Яремчук Автор: Артем Васильев

Зачем бизнес просит проводить госзакупки через эскроу-счета?
© Банки Сегодня