Экономика
Компании
Рынки
Личный счет
Недвижимость
Курсы валют
Конвертер валют
Курс доллара
Курс евро

На эти 350 рублей и живем. Как «АльфаСтрахование» списывает деньги без дополнительного СМС-подтверждения

К электронному полису ОСАГО добавляет страховку жизни, жалуются посетители «Народного рейтинга» Банки.ру. Отказаться от нее не получается даже у тех, кто вовремя ее заметил.
5 октября из города Рыбинска заключил электронный договор ОСАГО в СК «АльфаСтрахование». 17 октября Андрей случайно увидел в «Народном рейтинге» Банки.ру отзывы других пользователей о дополнительном списании при таких покупках 350 рублей. «Подумал, что они сами виноваты, потому что не сняли какую-нибудь галочку в интерфейсе, — вспоминает Смирнов. — У меня-то такого не было. На всякий случай зашел в интернет-банк и увидел строку «Оплата товаров и услуг ALFHASTRAKHOVANIE OAO MOSKVA РФ» и сумма операции 350 RUR». В личном кабинете на сайте страховщика Андрей обнаружил полис на дополнительную защиту, хотя, как утверждает пользователь, согласия на его оформление не давал. «СМС о подтверждении платежа приходило только на полис, а платеж на 350 рублей не заметен», — пишет Андрей. (Здесь и далее сохранена орфография и пунктуация авторов отзывов.)
Андрей решил проблему, обратившись в страховую компанию: «Позвонил на горячую линию — оператор оказался готов к такому вопросу и продиктовал заранее заготовленную фразу о необходимости написать заявление на eosago@alfastrah.ru».
В утешение невнимательным клиентам можно сказать только, что тех, кто заметил волшебную галочку, внимательность не спасла. Пользователь чекбокс «добавить страхование жизни за 350 рублей» заметила и сознательно отключила, но 350 рублей за него все равно списали. «Хотя на форме оплаты была указана только сумма за полис ОСАГО, — пишет она в «Народном рейтинге». — Потом пришли два смс о списании средств: сначала за ОСАГО, а потом еще 350 рублей. И полис страхования жизни у меня в личном кабинете».
Самые ранние отзывы на эту тему появились в «Народном рейтинге» Банки.ру в августе 2017 года. С тех пор их накопилось более 500. Каждый шестой отзыв о страховой компании посвящен «двойной страховке».
Мисселинг с бородой
«Услуга страхования от несчастного случая является добровольной, — ответили Банки.ру в пресс-службе компании. — Каждый клиент имеет возможность отказаться от оформления полиса при покупке ОСАГО, сняв соответствующую галочку. Если клиент оформил страховую программу по ошибке, «АльфаСтрахование» оперативно расторгает договор и возвращает страховую премию на банковскую карту, с которой были списаны деньги за полис».
Надо отдать компании должное, деньги за страховку СК действительно возвращает. Правда, «как будто ты сам этот полис заказал, а теперь хочешь отменить», отмечает Елена Прохорова. «То есть просят скан или фото заявления с подписью. Компания сознательно создает условия, чтобы покупатель плюнул на эти 350 рублей и не стал тратить время», — пишет она.
Почему, несмотря на отказ от дополнительной страховки, ее стоимость все равно списывается с клиента, в СК «АльфаСтрахование» не объяснили.
Координатор Национального агентства противодействия страховому мошенничеству Владимир Клеев предполагает, что такой механизм двойной продажи вполне может быть создан осознанно. «Лет десять назад в США было повальное увлечение таким прибыльным бизнесом, — рассказывает он. — Потребитель при покупке подписывался на автоматические платежи по договору публичной оферты и не замечал ежемесячные списания в 5—7 долларов, а тот, кто замечал, получал возврат при написании заявления. Но многим писать заявление было лень, и средства им не возвращали. Деньги из воздуха — это удобно».
Но как в принципе возможно списать с карты деньги без СМС-подтверждения? «Система может работать так: страхователь якобы согласился с договором публичной оферты, один из пунктов которого гласит, что он дает добро использовать карту для автоматических платежей при покупке договоров страхования, — объясняет Клеев. — Автоматический платеж по договору публичной оферты в этой ситуации настроен только на одну трансакцию без верификации — покупку дополнительного договора страхования. Для искоренения этой ситуации требуется внести изменения в правила совершения платежей».
В Банке России на момент выхода публикации не смогли прокомментировать ситуацию.
В Российском союзе автостраховщиков в ответ на запрос Банки.ру порекомендовали воспользоваться так называемым периодом охлаждения, в течение которого клиент может расторгнуть договор и вернуть себе уплаченные за ненужный ему полис деньги.
В России схема привязки одной услуги к другой была особенно популярна несколько лет назад. Тогда страховщики к убыточному для многих ОСАГО добавляли страховку жизни, стараясь таким образом перекрыть недополученный доход. Особенно эффективно это получалось в регионах, где покупатели, не слишком искушенные в страховой тематике и не отличающиеся внимательностью, даже не понимали, из-за чего их страховка подорожала на несколько сот рублей. А если понимали, то не горели желанием тратить свое время и нервы, обращаясь во всевозможные инстанции ради возврата некрупной суммы.
Закон на стороне потребителя
Навязывание дополнительных услуг, в том числе к полисам ОСАГО, запрещено законом о защите прав потребителей. Но это не означает, что продавец не может предлагать приобрести дополнительные полисы, говорит управляющий партнер юридической компании «Шаги» . «Важно, чтобы итоговое решение оставалось за потребителем, которому продавец предоставил полную и достоверную информацию обо всех товарах. Такая гарантия также прямо предусмотрена законом о защите прав потребителей. Если потребитель прямо выразил нежелание приобретать услугу, но стоимость ее была списана со счета, то, конечно же, эта ситуация незаконна», — считает Шарков.
Когда чекбокс, подтверждающий согласие на заключение договора, активируется сервисом автоматически, а условия изложены мелким шрифтом, ускользая от внимания потребителя, это существенное нарушение информационной обязанности, возложенной на продавца, дополняет юрист «S&K Вертикаль» Мария Кашникова. «Закон «О защите прав потребителей» обязывает продавца своевременно донести до потребителя достоверную информацию о цене и условиях приобретения товаров и услуг, — продолжает юрист. — То есть, выставив счет, он должен детализировать суммы, из которых складывается общая стоимость».
Юристы советуют обманутым потребителям защищать свои права в суде или обращаться в контрольные органы: в Банк России, к уполномоченному по защите прав потребителей финансовых услуг, в или . «Нарушение права потребителя на достоверную информацию и иное ущемление его прав влечет для продавца не только гражданско-правовую, но и административную ответственность в виде штрафа в размере 5—10 тысяч и 10—20 тысяч рублей соответственно на основании статьи 14.8 Кодекса об админправонарушениях», — говорит .
Ольга КОТЕНЕВА, Антонина САМСОНОВА, Banki.ru