5 примеров редевелопмента старых районов

Полузаброшенные районы, куда даже полиция старается лишний раз не заходить, существуют по всему миру. Впрочем, сегодня на них всё чаще смотрят как на перспективу для инвестиций и поле для эксперимента: государство предоставляет девелоперам возможность модернизировать район. Вместе с компанией Ingrad собрали пять примеров, как строительные компании превратили трущобы в модный район и приятное место для жизни. Пуэрто-Мадеро, Буэнос-Айрес Девелопер: Corporación Antiguo Puerto Madero Вид на мост Женщины в порту Пуэрто-Мадеро. Архитектор: Сантьяго Калатрава. Источник: reisegraf / istockphoto.com Порт Пуэрто-Мадеро — один из самых первых и классических примеров девелопмента заброшенных территорий. В 1926 году, с появлением Нового порта в Буэнос-Айресе, порт Мадеро оказался не нужен, и район начал приходить в запустение. Проекты реконструкции предлагались много раз, но ни один не был осуществлён. В 1989 году правительство учредило компанию Corporación Antiguo Puerto Madero, которая занялась возрождением порта. В отличие от обычных комитетов по реконструкции городских территорий, эта компания должна была получать средства на строительство сама, без помощи государства. Такую модель выбрали, потому что правительство хотело получить доходы в виде налогов и создать новые рабочие места. Corporación Antiguo Puerto Madero продала старые доки и привлекла частных инвесторов, чтобы покрыть расходы на строительство. Шестнадцать зданий доков должны были вместить кафе, рестораны, здания для социальных услуг и арт-студии. В строительстве Пуэрто-Мадеро участвовали известные архитекторы, такие как Сантьяго Калатрава и Норман Фостер. В итоге в порту организовали 28 гектаров зелёных зон и 11 тысяч жилых помещений. Когда земли стало не хватать, инвесторы начали вкладываться в территории поблизости. Таким образом, проект возродил весь район и переключил внимание инвесторов с области на сам город. Колониа Рома, Мехико Сити Девелопер: Re-Urbano Улица Орисаба в районе Рома в Мехико. Источник: LEG95 / commons.wikimedia.org История Колониа Рома началась в 1903 году, когда территория получила статус городского округа. В это же время туда пришла инвесторская группа, превратившая его в элитный район с первым в городе водопроводом. При планировке новых улиц вдохновлялись устройством Парижа. В 1970-х округ начал вырождаться. Процесс достиг кульминации в 1985 году, когда Мехико пережил крупнейшее землетрясение. Было разрушено огромное количество домов, тысячи людей оказались на улице. После этого в районе за короткий срок возвели дешёвые дома для тех, кто остался без крыши над головой. В течение сорока лет дома постепенно разрушались. Возрождение района началось только в 2010 году, когда Колониа Рома занялась девелоперская группа с архитектурным бэкграундом — Re-Urbano. Компания начинала как стартап по переработке городских отходов. Её основатели выросли в Колониа Рома, а потому спустя много лет особенно заинтересовались его реновацией. Перед Re-Urbano стояла сложная задача: построить жильё в историческом районе, без парковки. Коммерческую площадь первых этажей по договору нужно было отдать культурным индустриям. Re-Urbano и раньше специализировались на «адаптивном повторном использовании», поэтому проект был выгодным для компании во всех смыслах. Re-Urbano реконструировали все исторические здания Колониа Рома и приспособили их под современные нужды. Архитекторы не были ограничены ничем, кроме условия сохранить фасады. Район пережил первый этап джентрификации, не потеряв своей исторической индивидуальности. Несколько домов уже получили престижные архитектурные премии. Нордхавн, Копенгаген Девелопер: By & Havn Башня Silo в Нордхавне. Фото: cobe.dk До 2013 года Нордхавн был индустриальным районом, где располагался один из портов Копенгагена. Сейчас там строится жильё и создаются условия для развития малого бизнеса, который обеспечивает резидентов рабочими местами. Девелоперская компания By & Havn наполовину принадлежит копенгагенскому муниципалитету, наполовину — датскому правительству. Вместо сноса старых зданий By & Havn стараются их реконструировать: например, в здании заброшенной силосной башни обустроили жилой комплекс. Администрация сама отбирает магазины и рестораны, которые появятся в Нордхавне — так на его территорию попадает только тот бизнес, который будет действительно развивать район. Среди других особенностей Нордхавна — множество общественных пространств, удобных для велосипедистов и пешеходов, станции метро в каждом квартале и водные каналы, по которым запустили районный общественный транспорт. Вудсток, Кейптаун Девелопер: Indigo Properties Вид на южный пригород Вудстока в Кейптауне. Источник: Kierano / commons.wikimedia.org Железнодорожная станция Вудсток. Источник: Matti Blume / commons.wikimedia.org Возрождение Вудстока началось в 2010 году, в преддверии чемпионата мира по футболу, проходившего в ЮАР. С тех пор здесь реконструировали старые викторианские улицы, построили новые дома, открыли винтажные магазины, бары с крафтовым пивом и кафе с веганскими блюдами. За реконструкцию Вудстока взялась компания Indigo Properties. Проект WEX One, разработанный бюро Vivid Architects, состоит из 217 квартир в шестиэтажных домах. Под жильём — торговые площади и парковка. Indigo Properties в течение девяти месяцев выкупали бывшие промышленные здания, отели и даже обсерваторию. Первым делом были отремонтированы Старая Бисквитная мельница и мастерская Woodstock Exchange — их превратили в арт-кластеры. Некоторые считают изменения джентрификацией, но сами девелоперы говорят, что это естественный ход событий, когда из забытых пространств, расположенных в удачном месте, извлекается прибыль. Канэри-Уорф, Лондон Девелопер: Canary Wharf Group Источник: Gusim / commons.wikimedia.org Источник: Martin Roell / commons.wikimedia.org С XIX века в островном районе Канэри-Уорф располагались портовые доки Вест-Индской компании. Порт славился тем, что был на тот момент одним из самых загруженных в мире. В 1960-х начался закат портовой индустрии, и к 1980 году доки закрылись. После этого британское правительство создало компанию London Docklands Development Corporation, чьей целью было вдохнуть в Канэри-Уорф новую жизнь. В районе провели наземное метро и построили несколько небоскрёбов. В 1992-м канадская строительная компания Olympia & York, осуществлявшая проект, обанкротилась. В 1995 году для спасения района была организована компания Canary Wharf Group, которая существует по сей день. Она взялась построить остальные здания на острове. Сегодня Канэри-Уорф представляет собой конгломерат высоток и элегантный бизнес-кластер. Многие из этих построек отличаются неординарной архитектурой, как, например, местная станция городской железной дороги или жилой комплекс Newfoundland. Кроме того, Канэри-Уорф стал первым округом Лондона, получившим статус Plastic Free Community — его присуждает Surfers Against Sewage, одна из главных британских природоохранных организаций.

5 примеров редевелопмента старых районов
© Strelka Magazine