Минфин ставит "налоговый барьер" трудовым нарушениям с наймом самозанятых россиян

Анонсированные Силуановым обязательные доплаты предприятий в ФНС при использовании самозанятых дадут двойственный эффект. О нем ФБА "Экономика сегодня" рассказал доцент факультета экономических и социальных наук РАНХиГС, эксперт в налоговой сфере Алисен Алисенов. Глава Минфина Антон Силуанов заявил: "Налоговая служба видит все предприятия, которые пытаются взять себе вместо штатных работников самозанятых". И анонсировал специальные проверки таких предприятий, а также меры ответственности за таких работников. "В течение этого года мы не будем проводить проверки. Со следующего года ограничение снимается. Если самозанятый оказывает услуги только одному предприятию, налоговая служба будет досчитывать страховые взносы и подоходный налог", - пояснил он. "У ФНС достаточно большие возможности отследить подобные нарушения – ведомство в последние годы существенно продвинулось в налоговом администрировании, - отмечает специалист. – Самое грубое нарушение – увольнение предприятием сотрудника, чтобы принять его же самозанятым. Это напрямую запрещает федеральный закон №22 – оформить экс-сотрудника "внештатником" можно не ранее, чем через два года после увольнения. Так что таких нарушений будут единицы. Другой вариант – увольнение штатных сотрудников, чтобы заместить их самозанятыми. В этом случае фискалы могут усмотреть получение необоснованной налоговой выгоды. Логика проста: заменяя трудовой договор на соглашение гражданско-правового характера, предприятия выигрывают финансово. И здесь действительно возможны доначисления со стороны ФНС, чтобы наказать предприятие за подобные действия. Но они не являются грубым нарушением, так что этот вопрос дискуссионный". Эксперимент с развитием В эксперименте со специальным налоговым режимом для самозанятых участвуют четыре региона: Москва, Московская и Калужская области, а также Татарстан. Эксперимент стартовал с 1 января 2019 года. Налоговые ставки, утвержденные в размере 4% на доходы, полученные самозанятым от физических лиц, и 6% - на доходы от юридических лиц, не могут меняться весь период действия эксперимента. В четырех экспериментальных регионах в качестве самозанятых зарегистрировались более 240 тысяч человек. "Сейчас в четырех регионах некоторые такие ушлые предприниматели вместо своих штатных рабочих, по которым платятся страховые взносы, налоги и так далее, стали приглашать самозанятых. Это все видно. Налоговая служба все видит, но мы договорились, что год с момента реализации этого эксперимента мы не заходим, не проверяем бизнес", - заявил Силуанов. Он уточнил: чтобы пресечь злоупотребления, ФНС разрабатывает специальный программный продукт с использованием "технологии больших данных". "Во всей этой истории можно говорить о том, что налоговики отследят деятельность лишь тех самозанятых, кто пожелает зарегистрироваться в этом статусе и платить налоги. Ведь весь эксперимент основан на доверии и добровольной инициативе, а целью его ставилось максимальное выведение рынка труда из "тени". Но останутся люди, которые комфортно себя чувствуют без всяких договоров и готовы работать на прежних условиях – по "серым" схемам. Работодатели такие тоже найдутся. И здесь возможности налоговиков весьма ограничены – они не смогут отследить подобные тщательно скрываемые отношения. Именно здесь начинаются сложности. Под удар налоговиков и доначисления рискуют попасть предприятия, которые хотят оптимизировать свою налоговую нагрузку, официально оформляя отношения с самозанятыми гражданами в качестве сотрудников. Те же, кто продолжит работать по теневым схемам, под удар не попадет", - подчеркивает эксперт. Расширение инициативы Минфин предлагает к эксперименту со специальным налоговым режимом для самозанятых в 2020 году подключить 13 новых регионов. Со второго полугодия, по словам Силуанова, ставится задача включить все субъекты в эксперимент. "И чтобы там не было списка профессий, но для этого нужно налоговой создать специальный продукт, который бы видел хитрых предпринимателей, которые пользовались бы этим режимом для оптимизации налогообложения", - сказал министр. Ранее он предложил закрепить перечень профессий самозанятых. "Нам нужно, наверное, четко определить перечень профессий, где такие системы могут работать: водители, предположим, репетиторы. Этот перечень должен быть фиксированным, и в таком случае мы будем готовы распространять этот механизм на субъекты", заявил чиновник. По оценкам Центра социально-политического мониторинга института общественных наук РАНХиГС, в РФ 16-17 млн самозанятых - это четверть всех работающих в стране граждан. "На мой взгляд, подвергать проверкам и доначислениям стоит лишь те предприятия, которые грубо нарушают ФЗ-422, принимая своих же уволенных сотрудников в качестве самозанятых. В остальных случаях предприятия лишь стараются минимизировать свои расходы, что не нарушает закон. И в этой части проверки и репрессии могут дать обратный желаемому эффект – увести отношения между бизнесом и наемными сотрудниками в тень. Предприниматель всегда стремится минимизировать свои налоговые выплаты – это нормально. Задача Минфина в любой стране – повысить собираемость налогов. В данном случае предстоит найти баланс между интересами предпринимателей, работников и государства, чтобы не навредить ни одной из сторон. Сделать это непросто, а репрессии здесь – метод весьма сомнительный. Ведь нужно максимально "обелить" рынок труда, а не создавать новые предпосылки для его ухода в "тень", - заключает Алисен Алисенов.

Минфин ставит "налоговый барьер" трудовым нарушениям с наймом самозанятых россиян
© ФБА "Экономика сегодня"