«Рынок находится в непростой ситуации». Судьба легендарного завода ГАЗ под вопросом?

«ГАЗ за вас!» В начале декабря Владимир Путин объявил о своем решении баллотироваться в президенты России. Очевидно, что сделать это нужно было в особенном месте – и в качестве такового был выбран именно ГАЗ: 6 декабря здесь отмечали 85-летие завода. В гуще коллектива работников предприятия, скандировавших «ГАЗ за вас!» Владимир Путин и заявил о своем выдвижении.Место и впрямь было выбрано не случайно: нижегородский автозавод действительно выглядит знаковым для российского государства. Много ли мы знаем коммерческих предприятий, в деятельность которых государство вмешивается напрямую, с целью поправить пошатнувшееся положение дел? А с ГАЗом это происходит именно так, и уже не впервые. Серьезнейшим испытанием для автопредприятия стал финансовый кризис 2008 года. ГАЗ производил продукции больше, чем сумел сбыть и в результате площадки готовой продукции на заводе оказались затоваренными. Кроме того, возникла внушительная задолженность перед поставщиками, плюс к тому сыграла злую шутку оферта по облигациям на сумму $147 млн. Чтобы хоть как-то маневрировать в условиях ухудшенного движения по рыночной трассе, ГАЗу пришлось несколько раз останавливать конвейер, разгружая затоваренные склады. В ноябре 2008-го прекратили производство седанов 31105 и 3102 семейства «Волга», которые планировали впоследствии вновь запустить в производство, – но этого так и не произошло. Были скорректированы планы по выпуску новой модели Volga Siber: сначала их выпуск был сокращен до 8 тыс., позже до 3-х, пока вовсе не прекратился. Легковой конвейер предприятия в дальнейшем использовался лишь для сборки иномарок, в частности – Mercedes-Benz Sprinter (серии W901-W905), Chevrolet Aveo нового поколения, а ообенно – моделей VW Jetta, Škoda Yeti и Škoda Octavia в рамках соглашения с Volkswagen Group Rus. С конца 2008 года как вынужденная мера была введена четырехдневная рабочая неделя. Оптимизируя производство, автопредприятие пошло даже на сокращение персонала с 105 до 95 тыс. человек. Однако и это не помогло. Помогло государство. В феврале 2009 года правительство РФ приняло решение о финансовой помощи знаковому предприятию – и то выжило. Сегодня же, спустя десять лет, оно вновь находится на грани выживания. Контролирующий предприятие бизнесмен Олег Дерипаска заявил об этом прямо: для автомобилестроительного холдинга настали тяжелые времена, и если действия санкций продолжатся, то у ГАЗа «нет шансов выжить», сказал он. Фактически, от крайних мер, в частности – от введения четырехдневной рабочей недели снова, ГАЗ удерживает только новая помощь государства: в пресс-службе предприятия заявили, что переход на четырехдневную рабочую неделю откладывается, так как сейчас предприятия Группы ГАЗ осуществляют поставки в регионы школьных автобусов и машин скорой помощи в рамках госзаказа. Игра в санкции Контрольный пакет ОАО «ГАЗ» был приобретен компанией «Базовый элемент» Олега Дерипаски в ноябре 2000 года. В 2001 году ГАЗ вошел в состав автомобилестроительного холдинга «РусПромАвто», который в результате реструктуризации 2005 года был преобразован в холдинг «Группа ГАЗ». Насколько объективной является оценка самим Олегом Дерипаской на рынке легковых и коммерческих автомобилей в России? Президент Ассоциации Российские автомобильные дилеры Владимир Моженков считает, что ситуация на автомобильном рынке страны действительно непростая, и не видит причин для ее улучшения в ближайшем будущем. «Остается только радоваться за ГАЗ, что им выпала возможность работать на поставку своей продукции в рамках государственного заказа, что и позволило предприятию отказаться от перехода на четырехдневную рабочую неделю», –сказал Федерал Пресс Владимир Моженков. С ним согласен автомобильный эксперт Роман Гуляев. «Рынок коммерческих и легковых автомобилей в России в настоящее время падает. Это связано с общей экономической ситуацией в стране, которая порождает у автомобильных производителей неуверенность в завтрашнем дне. Сборка на Горьковском автомобильном заводе иномарок – это особая история, отдельное контрактное производство, которое не имеет отношения к производству и поставкам «ГАЗелей». Улучшение на рынке автомобилей возможно в обозримом будущем, если положительным образом будет меняться общая экономическая ситуация в России», – считает эксперт. Партнер аналитического агентства «Автостат», автоэксперт и автообозреватель на радио «Вести FM» Игорь Моржаретто приводит такие цифры: «Отечественный автомобильный рынок сейчас действительно находится в очень непростой ситуации. Он падает. В частности, по итогам 9 месяцев рынок легковых автомобилей упал где-то на 3 %, а ситуация на рынке коммерческих автомобилей даже чуть хуже. В результате по итогам года мы можем прогнозировать падение рынка легковых автомобилей на 4–5 %, а рынка коммерческих автомобилей – на 8 %. Это связано с падением спроса, с падением уровня доходов у потенциальных покупателей, с ухудшением общей ситуации в стране. Конкретно для ГАЗа дело осложняется еще и неясностью с экономическими санкциями со стороны Соединенных Штатов Америки в отношении компаний, которые контролирует Олег Дерипаска: эти санкции то ли вводят, то ли не вводят... Ситуация для ГАЗа может улучшиться, если наступит хоть какая-то определенность с этими санкциями. Таким образом, положение автозавода зависит от решений, которые будут приняты или не будут приняты в Вашингтоне. В зависимости от того, какими будут эти решения, наверняка на ГАЗе есть различные планы, как им действовать, план А и план Б», – говорит Игорь Моржаретто. «Своих не бросаем» Еще в апреле этого года Олег Дерипаска отметил, что партнеры «Группы ГАЗ» стали отказываться от контрактов с предприятием из-за американских экономических санкций: они опасались пострадать в результате вторичных санкций. В то же время действительно в отношении санкций по отношению к компаниям, принадлежащим Олегу Дерипаски, существует некоторая неопределенность. Так, в этом году были отменены санкции США в отношении целого ряда предприятий. По данным управления по контролю за иностранными активами (OFAC), отменены санкции, введенные в отношении трех компаний Олега Дерепаски – En+ Group plc («En+»), UC Rusal plc («Русал») и ОАО «Евросибэнерго» («ESE»). Сам Дерипаска объяснил это тем, что отказался от контроля над ними. Сегодня Дерипаска заявил о том, что готов отказаться и от контроля над «Группой ГАЗ». Однако этого пока не произошло, и поэтому трудно говорить, насколько такая мера могла бы улучшить положение Горьковского автомобильного завода: ведь помимо американских санкций на это положение, как подчеркивают эксперты, прежде всего влияет общая ситуация в экономике страны. Дух неопределенности продолжает витать над нижегородским автопредприятием. В пресс-службе ГАЗа дали понять, что автозавод не отказывается вовсе от идеи перейти на четырехдневную рабочую неделю. Решение этого вопроса пока лишь отложено до апреля будущего, 2020 года. Как выразились на ГАЗе, «введение сокращенной рабочей недели отсрочено. Руководство компании совместно с профсоюзным комитетом и рабочими советами «Группы ГАЗ» будут принимать решения о графике работы предприятий в гибком режиме – в зависимости от ситуации на рынке и воздействия санкций». Тем не менее можно предположить, что государство, как это уже случалось раньше, не оставит знаковое предприятие в беде. Мало того что здесь работают десятки тысяч людей, что автомобильный завод является краеугольным камнем не только для самого многочисленного района Нижнего Новгорода, Автозаводского, – кроме всего прочего (танки времен Великой Отечественной, первый советский внедорожник ГАЗ-64, легендарная «полуторка») ГАЗ уже вошел в историю как то место, где решение о своем новом президентском сроке принял Владимир Путин. Фото:krskstate.ru

«Рынок находится в непростой ситуации». Судьба легендарного завода ГАЗ под вопросом?
© РИА "ФедералПресс"