Гендиректор Mondelēz: основная задача — органический рост, но мы открыты к приобретениям
Генеральный директор Mondelēz International Дирк Ван Де Пут в интервью ТАСС рассказал о стратегии на российском рынке, о том, почему он считает будущее этого рынка многообещающим, а также о новинках, которые выпускает компания. Кроме того, он объяснил, что такое "осознанный перекус" и какие обязательства берет на себя Mondelēz в рамках программы устойчивого развития. — За последние полгода акции компании Mondelēz International выросли на 30%. Насколько велика заслуга России в этом? Насколько в целом компания заинтересована в российском рынке? — Основной причиной роста акций является изменение стратегии компании. Если раньше, в 2014–2018 годах, мы были сконцентрированы на сокращении издержек и на марже, то теперь компания сосредоточилась на росте бизнеса, ориентированном на потребителе. Поскольку поставленных целей мы добиваемся, то и цена акций увеличивается. Другими целями Mondelēz является повышение эффективности процессов внутри компании и изменение корпоративной культуры. Сейчас мы стараемся концентрироваться на основных рынках нашего присутствия, а Россия входит в топ-10 ведущих рынков и, конечно, имеет очень большое значение для деятельности компании. Дело в том, что именно в России сложился рынок продуктов для снекинга (перекусов), который в прошлом году смог продемонстрировать значительный рост. В этом и последующих годах мы также ожидаем увеличение этого показателя, поэтому для укрепления своих позиций хотим продолжать вкладывать средства в развитие этого направления. — Сколько составили инвестиции компании в развитие на российском рынке за последние годы и в 2019 году? — За всю историю работы в России компания вложила более $1 млрд, с 2014 года — около 12 млрд рублей, а за последний год — порядка 1,2 млрд рублей. Часть этой суммы, например, была вложена в развитие завода в городе Покрове Владимирской области, и за счет этих средств мы смогли нарастить выпуск шоколадной продукции компании. — Насколько активно развивается производство Mondelēz в России? Какая доля от общего объема производимой продукции в стране идет на экспорт? — Мы ежегодно наращиваем объемы производства в России. Например, за девять месяцев 2019 года предприятия Mondelēz в России уже произвели около 100 тыс. т продукции, это очень серьезный объем для российского кондитерского рынка. Экспорт произведенной продукции также набирает темпы, и сейчас объем зарубежных поставок уже превышает прошлогодний показатель на 10%. Таким образом, в 2019 году мы направим на экспорт около 7% от всей произведенной в стране продукции. В основном товар направляется в страны Евразийского экономического союза. Например, в Казахстане шоколад Alpen Gold не просто популярен, а стал лидером по объему продаж. Это особенно важно, учитывая тот факт, что экспорт кондитерских изделий — один из ключевых драйверов экспорта АПК в целом. — Планирует ли Mondelēz делать приобретения на российском рынке или вы предпочитаете органический рост? — Я не могу комментировать возможные планы по слиянию и поглощению, поскольку это является коммерческой тайной, но скажу, что наша первейшая задача — это органический рост. Сейчас категория продуктов для снекинга в России активно растет, поэтому мы уверены, что и мы будем расти и увеличивать свою долю на рынке вместе с ней. В то же время стоит отметить, что прямые поглощения также являются обязательной частью нашей стратегии, потому что приобрести какой-либо существующий бренд бывает эффективнее и быстрее, чем органически развивать и наращивать его внутри компании. В связи с этим Mondelēz остается компанией, открытой с точки зрения возможностей приобретения активов в России, так как мы видим высокий потенциал этого рынка. — Какие инновации компания планирует внедрить в 2019 году? Планирует ли Mondelēz в этом году запустить какие-либо новые продукты? Расскажите о них поподробнее. — Конечно, инновации являются важной частью нашей работы. Одно из направлений, по которому мы работаем в этой области, является постоянное совершенствование продуктов, или реновация, как мы это называем. Например, Mondelēz начала выпуск шоколада с различными "молодежными" добавками, в том числе со взрывающейся карамелью, и печенья, которое можно разогреть и превратить таким образом в горячий десерт. Другим примером может стать постоянное развитие продукции, относящейся к категории здорового питания. Кроме того, в России мы традиционно запускаем сезонные серии продуктов, приуроченные к весенним праздникам, Новому году и Рождеству, с нестандартными вкусами и в праздничной упаковке. Не буду рассказывать обо всех секретах, которые приготовила наша компания под конец года. Скажу лишь, что инновации обычно реализуются по таким основным направлениям деятельности, как здоровое питание и ЗОЖ, премиальная продукция и продажа продукции с помощью электронной коммерции. — С какими спортивными мероприятиями взаимодействует компания Mondelēz? Насколько для нее важно это направление деятельности? — Действительно, спортивный маркетинг стал важным направлением для нас. Мы все чаще интегрируем наши продукты в спортивные мероприятия, в том числе потому, что видим значительный прирост продаж продукции в периоды их проведения. В прошлом году Mondelēz International выступала спонсором национальной сборной России по футболу во время подготовки к мундиалю, а в этом году мы проводили промоакции, приуроченные к чемпионату мира по хоккею. Схожей стратегии компания придерживается во всем мире. Так, Mondelēz спонсирует футбольную премьер-лигу в Англии, олимпийские сборные в США и Канаде, а также бельгийскую национальную сборную по футболу. Мы намерены и дальше продолжать взаимодействовать с такими мероприятиями, потому что убеждены, что связь между снекингом и спортом должна развиваться, принося пользу как обществу, так и компании. — Насколько важна деятельность по устойчивому развитию для Mondelēz? Что компания делает в этой области? Какие средства ежегодно выделяются на эти цели? — Устойчивое развитие является очень важной составляющей бизнеса компании Mondelēz. Одним из направлений деятельности, по которому компания ведет работу, является повышение экологичности упаковки продукции. Мы планируем, что к 2025 году вся упаковка продукции Mondelēz будет подвергаться вторичной переработке. Сейчас показатель равен 94%. Может показаться, что рост на 6% в течение шести лет — это совсем не сложно, но это на самом деле довольно трудоемкий проект. Кроме того, чтобы добиваться такого уровня переработки, необходимо развитие и совершенствование системы раздельного сбора и переработки упаковки в стране. Далеко не во всех городах есть инфраструктура, с помощью которой можно переработать используемый пластик, поэтому мы постоянно работаем совместно с государством и ретейлерами, чтобы обеспечить упаковке возможность дойти до переработки. Кроме того, мы взяли на себя обязательство по ежегодному снижению выбросов углекислого газа в атмосферу. Таким образом, у нас есть целый ряд обязательств, которые мы планируем выполнить, именно в разрезе устойчивого развития. Мы не раскрываем объем средств, который мы вкладываем в реализацию этих проектов, но могу сказать, что это значительная сумма. — Сегодня все больше внимания уделяется здоровому питанию. Скажите, пожалуйста, что компания делает в этом направлении? — Тридцать лет назад люди больше всего думали о содержании сахара и жиров в продукции. Сейчас во всем мире исповедуется более комплексный подход к теме здорового образа жизни, важными составляющими которого является состояние планеты и животного мира. Ведь всё, что хорошо для человека, должно быть полезным и для планеты. Таким образом, человек оценивает не только пользу от употребления продукта, но и влияние его производства на окружающую среду. Стоит также признать, что современный потребитель готов себя баловать, но в ограниченных масштабах. В этом смысле мы постоянно пересматриваем состав нашей продукции, чтобы соответствовать новым запросам потребителей, работаем над функциональностью продукции и добавляем такие полезные ингредиенты, как пребиотики, ягоды и злаки. К примеру, в рамках расширения линейки брендов здорового питания компания Mondelēz начала выпуск специального шоколада для веганов, в состав которого не входит молоко. — Сейчас набирает популярность понятие "осознанный перекус". В продолжение предыдущего вопроса расскажите, пожалуйста, про это понятие. Насколько это направление важно для компании? — Мы верим в то, что в области здорового питания и образа жизни важно предлагать потребителю не только то, что он любит, но и то, что отвечает принципам осознанности. Mondelēz продвигает потребление, которое можно назвать "осознанный снекинг", или осознанный перекус. На упаковке продукции наших брендов к 2025 году мы планируем размещать специальную маркировку и ссылку на приложение с рекомендациями о том, как правильно и осознанно питаться. Одна из интересных рекомендаций, например, звучит следующим образом: если вы правша, то берите кусочек левой рукой. Важно получать удовольствие именно от вкуса, а не от количества потребленного. — Какие инновационные направления деятельности развивает компания? Что делает Mondelēz, чтобы повысить свою популярность среди молодежи? — Поколение Z, представители которого родились в начале 2000-х годов, является для нас важной категорией потребителей. В России на них приходится приблизительно 29% всех наших потребителей. Представители этого поколения располагают финансами и очень избирательно подходят к рекламе. Им невозможно навязывать какой-то продукт, потому что они сами в состоянии разбираться, что для них важно, а что нет. Им нравится индивидуальный подход, поэтому в том числе мы должны соответствовать их стилю жизни. Например, мы сотрудничаем с хип-хоп-исполнителями, создаем специальные зоны в вузах, в которых молодые люди могут приятно провести время, потребляя нашу продукцию, прячем в каждой упаковке жевательной резинки кислую подушечку или изобретаем новых героев. — Расскажите подробнее о программе Cocoa Life. В чем ее основной смысл? — Какао является основным ингредиентом в производстве шоколада. И Cocoa Life — это наша программа, которая является составной частью стратегии устойчивого развития непосредственно в том, что касается производителей какао. Сейчас в рамках этой программы производится около 44% продукции Mondelēz, и согласно нашим планам к 2025 году мы достигнем показателя в 100%. Программу Cocoa Life мы реализуем в Гане, Бразилии, Индонезии, Доминиканской Республике и других тропических странах, в которых растет дерево какао. Дело в том, что обычно какао производится в небольших фермерских хозяйствах. В рамках нашей программы мы пытаемся помочь фермерам повысить их доход при одновременном соблюдении экологических стандартов. При этом мы стараемся делиться с ними технологиями ведения сельского хозяйства и рассказывать о том, как правильно и с максимальной выгодой восстанавливать угодья и лес при выращивании какао. Кроме того, мы работаем с местными государственными органами для того, чтобы развивать инфраструктуру в местах производства какао. Мы также решаем социальные вопросы — например, с занятостью женщин на фермах и охраной их прав, а также боремся с использованием детского труда. В нашей программе участвуют около 10 тыс. фермерских хозяйств. Инвестиции Mondelēz в проект за последние десять лет уже составили порядка $400 млн, и мы планируем и дальше продолжать работать в этом направлении. Таким образом, российский потребитель, увидев маркировку Cocoa Life на шоколадной плитке, может быть уверен в качестве и экологической и социальной этичности какао, из которого она произведена. — Вы приехали в Москву на заседание Консультативного совета по иностранным инвестициям в России. Насколько для вас важно это мероприятие? — Я считаю, что создание этого совета — отличная инициатива российского правительства. Ее главной целью является диалог с иностранными компаниями, которые активно инвестируют в Россию, а также совместная работа с правительством страны для обсуждения инвестиционного климата в России. Это уникальный формат, и немногие страны сегодня готовы организовать подобное мероприятие. Беседовала Виктория Андреева