Ещё
Жилищный ажиотаж: Россияне бегут в банки
Жилищный ажиотаж: Россияне бегут в банки
Недвижимость
Самозанятым хотят упростить отчётность
Самозанятым хотят упростить отчётность
Личный счет
Boeing приостановила сборку самолетов 737 MAX
Boeing приостановила сборку самолетов 737 MAX
Компании
Как не платить за квартиру, в которой не живешь
Как не платить за квартиру, в которой не живешь
Недвижимость

Экономика Севастополя: Украина — Россия 

Экономика Севастополя: Украина — Россия
Фото: РИА Новости Крым
СЕВАСТОПОЛЬ, 28 окт — РИА Новости Крым, . С момента вхождения Севастополя в состав России в жизни города многое изменилось. Перемены пошли в плюс городу, но и без минусов не обошлось.
Корреспондент РИА Новости Крым проанализировал, как за пять лет изменилась экономика самого маленького, но, как отмечает руководство страны, чрезвычайно важного субъекта РФ.
В основе публикации — официальные статданные Украины и России. Полной отчетности по исполнению бюджета Севастополя за 2013 год (последний год нахождения города в составе Украины) подготовлено не было, поэтому экономическое состояние города до вхождения региона в состав России будет оцениваться на базе данных 2012 года.
Итоговые показатели бюджета Севастополя в 2012 году составили около 1,93 млрд грн. По актуальному на тот момент курсу это примерно 7,4 млрд рублей, или порядка $238 млн Львиная доля доходов — налоговые поступления, по итогам 2012 года — 996 млн грн (более 3,8 млрд рублей, или $123 млн), из них почти 700 млн — на налог на доходы физлиц. На втором месте — плата за использование природных ресурсов (227,4 млн грн), прежде всего за аренду земли (206 млн грн). Трансферты из бюджета Украины — чуть более 787 млн грн (более 3 млрд рублей, или около $100 млн). За базирование Черноморского флота городу из госбюджета Украины выделялась компенсация в размере 117 млн грн (около 450 млн рублей).
Большая часть бюджета Севастополя при Украине «проедалась». Свыше 85% денег шло на зарплаты бюджетникам, социальные выплаты, дотации коммунальным предприятиям. На строительство новых объектов и ремонты оставалось менее 10% расходов бюджета.
Строительство в городе все же велось. При последнем украинском мэре Севастополя Владимире Яцубе (возглавлял город с июня 2011 года) были построены Днепровский мост в районе железнодорожного вокзала, дорога от Сапун-горы к пятому километру, две дороги из города в Балаклаву, началось строительство школы в Казачьей бухте и школы-коллегиума, медицинского сосудистого центра.
Проблемы с перевариванием
После вхождения Севастополя в РФ бюджет города сразу увеличился в несколько раз, если сравнивать рубль — гривна. В долларах рост поначалу был не таким большим — с 2014 года национальные валюты двух стран сильно просели. В 2015 году бюджет субъекта был принят в объеме 16 млрд рублей, однако в течение года несколько раз повышался за счет дотаций и трансфертов из федерального бюджета. В итоге доходы бюджета за год составили 21 млрд рублей (около $350 млн по среднему курсу 2015 года). В 2017 году доходы достигли почти 31 млрд рублей (около $500 млн). В 2020 году доходы бюджета составят почти 58 млрд рублей — примерно $900 млн по сегодняшнему курсу.
Москва не жалела денег на Севастополь — все требования и запросы выполнялись. При этом за все эти годы местные чиновники так и не смогли полноценно освоить выделяемые деньги. Главный бич правительства Севастополя — низкое освоение средств на реализацию проектов ФЦП «Социально-экономическое развитие Крыма и Севастополя до 2020 года». Сейчас программу продлили до 2022 года.
Например, после всех изменений и дополнений бюджет Севастополя на 2018 год в доходной части был увеличен почти на 9 млрд рублей — до 44,4 млрд, по расходам — почти на 6 млрд рублей, до 45,2. В итоге расходы составили 35,7 млрд рублей, и то благодаря авансовым платежам за работы в следующем году. То есть городские власти не смогли «переварить» почти 10 млрд рублей.
Сложности у чиновников возникали то с проектированием объектов, то с подрядчиками — они на некоторых объектах сменялись по три раза. Одна из самых громких историй — перечисление компании АО НПП «Биотехпрогресс» аванса в 2 млрд рублей на счет «сгоревшего» . Деньги так и не были возвращены. В связи с финансовыми проблемами компания остановила строительство канализационных очистных сооружений «Южные», очень важного для города объекта. Нового подрядчика власти до сих пор не нашли.
Стройки нового века
Но даже при этом строительство новых социальных и инфраструктурных объектов ведется в Севастополе невиданными со времен СССР темпами.
За пять лет в городе построены Балаклавская ТЭС мощностью 470 МВт, проведен капремонт ключевых магистралей и развязок, включая внутридомовые территории, реконструированы и созданы с нуля парки и скверы, построены новые образовательные учреждения, сотни детских и спортивных площадок, отремонтированы некоторые больницы и поликлиники, жилые дома, обновлена система освещения, реконструируются теплосети и электрическое хозяйство, ведется строительство федеральной трассы «Таврида».
Структура доходов бюджета Севастополя в сравнении с украинским периодом изменилась в сторону значительно большей поддержки со стороны федерального бюджета. Если в 2012 году собственные доходы Севастополя достигали почти 55% в доходной части бюджета, то сегодня менее 40%. Раньше почти весь бюджет «съедали» бюджетники и соцсфера, сегодня это менее половины расходов, а львиная доля уходит на строительство и реконструкцию. Филиал «Севастопольский морской завод» Центра судостроения «Звездочка»
Бизнес так и не пришел
А вот частный бизнес не особо спешит вкладываться.
Во времена Украины ключевыми налогоплательщиками города выступали стивидорная компания «Авлита» (принадлежала украинскому магнату ), Севастопольский морской торговый порт, Инкерманский завод марочных вин, «Золотая балка», «Таврида Электрик», «Балаклавское рудоуправление» (за счет налога на использование недр), Севастопольский морской рыбный порт, ЦКБ «Коралл», компания «КВВМПУ», «Севгорводоканал», госпредприятие «Севастопольский винодельческий завод». По оценке экспертов, их доля в налоговых поступлениях составляла 50-60%.
За время нахождения Севастополя в составе России в городе так и не появилось новых крупных игроков. Серьезные российские банки, мобильные операторы, торговые сети опасаются открывать филиалы в регионе, чтобы не попасть под санкции. В городе крупно присутствуют лишь два банка, местные сети и операторы. Соответственно — конкуренция слабая, услуги ограниченные.
Костяк крупных налогоплательщиков представляют «Золотая балка», ГУП «Севастопольский винзавод», Инкерманский завод марочных вин, конструкторское бюро «Коралл», «Новацентр К» (сеть строительных гипермаркетов), ПАО «Муссон» (собственник одноименного центра), ФГУП «13 судоремонтный завод ЧФ», ГУП «Севтеплоэнерго», оператор мобильной связи «К-Телеком», Севастопольский госуниверситет. Компании суммарно дают примерно 16% поступлений в бюджет. "Севморзавод" спустил на воду понтон плавкрана «Севастополь»
Постепенно поднимаются промышленные предприятия, которые задействованы в гособоронзаказе и гражданских госзаказах. Это касается национализированного «Севморзавода», который вернулся к строительству плавкранов, и «Севастопольского авиационного предприятия», специализирующегося на ремонте вертолетов.
Без поддержки государства этим предприятиям сегодня не выжить.
Больнее всего санкции ударили по железнодорожным и морским перевозкам. После 2014 года остановлено движение товарных и пассажирских поездов между Россией и Украиной, а заход в Севастопольский порт чреват для судовладельцев серьезными проблемами.
Для сравнения — за 2013 год Севморпорт и «Авлита» переработали 4,8 млн тонн грузов, из которых более 90% пришлось на компанию Ахметова. В течение года город принял около 60 океанских лайнеров, которые давали значительный поток туристов из Европы. Кроме того, в город регулярно заходили суда типа «река-море». Сегодня единственный лайнер, который заходит, «Князь Владимир», курсирует по маршруту Сочи-Новороссийск-Ялта-Севастополь.
Сфера морских грузовых перевозок покрыта тайной. О заходах судов чиновники и портовики официально говорить не хотят — когда информация становилась публичной, движение судов останавливалось, как это было с турецкой паромной линией.
По итогам 2014 года Севморпорт обработал всего 45 тыс. тонн грузов, то есть более чем в сто раз меньше года предыдущего. В 2015 году был рост — почти 313 тыс. тонн грузов, в 2016 году — 680 тыс. тонн, в 2017 году — рекордные с момента вхождения в состав РФ почти 750 тыс. тонн. В этом году объемы перевалки будут значительно меньше.
Все это сказывается на финансовом состоянии предприятия. Недавно правительство Севастополя выдало «Севастопольскому морскому порту» субсидию в размере 54 млн рублей на погашение задолженности по налогам и зарплатам сотрудников, оплату счетов ресурсоснабжающих компаний, ремонт подвижного состава и другие мероприятия.
Также санкции заставили покинуть город компании, связанные с Украиной и иностранными структурами. Одним из первых в Севастополе закрылся