Приморье погружается в окружную тему
Хасанский район может присоединиться к Анучинскому, Пограничному и Чугуевскому районам и стать муниципальным округом. Что это даст? В Приморье полным ходом идет подготовка законодательной базы для объединения поселений муниципальных районов в муниципальные округа. Политолог Петр Ханас: «Все продвигается в соответствии с поправками к федеральному закону, принятыми еще в мае. Причем муниципальные округа создаются везде, а не только в Приморском крае». Джамбулат Текиев, председатель профильного комитета Заксобрания Приморья по региональной политике, законности и международному сотрудничеству: «Создание мунокругов позволит консолидировать финансы и полномочия и тем самым решать проблемы всех населенных пунктов на территориях». В пилотных районах, в которых поселениям предстоит объединиться уже в следующем году, смотрят на проблему несколько шире. Глава Анучинского муниципального района Сергей Понуровский считает, что экономия средств — не основная цель создания мунокругов. «Район дотационный, и, согласно соглашению с краевыми властями, мы не имеем права увеличивать штатную численность сотрудников администрации, — объяснил корр. «К» глава. — Но в связи с выполнением тех же национальных проектов государство поставило перед муниципалитетами весьма амбициозные задачи. Мы знаем вопросы, по которым «проседаем». По замыслу администраторов Анучинского района (в других мунокругах схема может быть иной), в бывших поселениях останутся «управляющие территориями», занимающие должности начальников отделов администрации округа (нечто подобное работает во Владивостоке, где в каждом районе есть свое АТУ — административно-территориальное управление в составе администрации городского округа). Полномочия, которые выполнялись поселениями, будут продолжать выполняться. Соответственно, теоретически для населения все услуги на местах останутся доступными в прежнем объеме. Прямая экономия бюджетных средств предвидится и в другом направлении. В следующем году в Анучинском районе нужно было бы провести выборы четырех глав поселений и депутатов четырех муниципальных комитетов. Выборы одного главы обходятся бюджету в 600 тыс. руб., то есть сохранится около 5 млн казенных денег. Для района, который на 500 млн руб. доходов имеет всего 205 млн собственных — не так и мало. Кстати, расходы бюджета Анучинского сельского поселения, где проживает почти половина населения района, — 31 млн руб. В целом состояние финансов тех поселений, что объединяются в округа, обстоит по-разному. Так, в Чугуевском муниципальном районе три поселения, большинство жителей (18 тыс. из 22,5 тыс.) проживает в Чугуевском сельском. Бюджет района по расходам — 876 млн руб., поселения — около 40 млн руб., из них половина приходится на дотации. А вот в Пограничном городском поселении, где проживает 13,5 тыс. из 22,2 тыс. жителей соответствующего района, общий объем расходов бюджета — 133,5 млн руб. «Не буду лукавить: муниципальный округ — модель на перспективу развития, — говорит Сергей Понуровский. — Я отношусь к ней с оптимизмом — если бы не так, мы бы не вошли в пилотный проект. Решение вызревало давно, изначально мы хотели объединить четыре поселения в два. Но коль скоро майский закон позволяет работать в рамках единого округа, почему бы нет? Будущее покажет, что получится. Никто не запрещает разъединиться или присоединиться к кому-нибудь еще, если не пойдет». Но идея образования мунрайонов в нечто глобальное и управляемое так понравилась властям, что теперь на очереди больших перемен стоит Хасанский район. Проблема в том, смогут ли здесь грамотно соединить бюджетные звенья. Так, бюджет Хасанского муниципального района (население 30,5 тыс. человек) в 2019 г. составил 767 млн, дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности направляется в поселения на 30 млн руб. Доходы Славянского городского поселения, где проживает 12,2 тыс. — 86,5 млн руб. (в основном это поступления от арендных платежей и по налогу на прибыль), 5,56 млн руб. поселение получает в виде дотаций. Население Барабашского сельского поселения — 5,7 тыс., бюджет по доходам и расходам — 7,2 млн руб., из них межбюджетные трансферты — 5,13 млн. То есть в Славянке с финансами намного лучше, чем у других поселений района. И есть опасения, что с мунокругом столица Хасанского района потеряет кое-что. Андрей Юрченко, бывший глава Славянки, ныне руководитель «Экофермы»: «Согласно стратегии развития поселения, прописан порядок преобразования Славянского городского поселения в городской округ, спутник Владивостока. Этому есть определенные предпосылки. В Краскино отстраивается пограничный переход; возможно, появится зерновой или угольный терминал, а в перспективе и мост Владивосток — Береговое. Таким образом, неплохо сделать из Славянки логистический центр, который стал бы своеобразной «ступенькой» перед Владивостоком. А вот из состава Хасанского муниципального округа в свободное плавание Славянку уже вряд ли «отпустят», поскольку северным территориям Хасанщины профицитность соседнего поселка весьма интересна. На мой взгляд, муниципальный округ можно создать и без Славянки, дать поселению перспективу преобразования в городской округ, не «обрезать крылья».