Сделать красиво. Дизайн-код города — необходимость или повод для штрафов?
В некоторых российских городах вводят единый дизайн-код для бизнеса. Вскоре облик ларьков, вывески различных заведений будут не просто информировать людей, но и улучшать художественный облик города. Готовы ли бизнесмены «сделать красиво» и кто за это заплатит? Накладное единообразие Нижегородский предприниматель Александр Бобров решил открыть в одном из новых жилых комплексов ларёк с молочной продукцией. Купил для этого белый тонар за 30 тыс. руб., получил у застройщика ЖК разрешение на его установку, оплатил аренду. Выяснилось, что рядом с ларьком Александра будут стоять ещё несколько торговых точек. Там будут продавать мясо, овощи и фрукты, бакалею. И вдруг через две недели владельцы ларьков получили уведомление, что обязаны привести торговые точки к единому внешнему виду. Для этого они должны обтянуть тонары одинаковой плёнкой зелёного цвета, иначе в аренде им будет отказано. «Арендодатели предложили нам контору, которая готова эти работы выполнить, – вспоминает Александр. – Цена вопроса – 8 тыс. руб. Это стоимость месяца аренды. Мы согласились. Простояли наши торговые ларьки в этом жилом комплексе месяца два – бизнес не пошёл. В итоге мы разобрали тонары, и плёнка пришла в негодность. Если на каждом новом месте будет свой дизайн-код, очень накладно для малого бизнеса ему соответствовать!» Однако даже после такого опыта Александр уверен: облик нестационарных торговых объектов и вывесок в городе пускать на самотёк нельзя. «Общий стиль должен быть, – продолжает бизнесмен. – Иначе будет, как на Московском вокзале в 1990-е годы: пёстрые киоски. Но я предпочёл бы знать, что мне такие траты предстоят. В договоре на аренду этого прописано не было». Кстати, как потом узнал Александр Бобров, застройщик жилого комплекса не имел права сдавать предпринимателям землю в аренду и тем более обязывать приводить ларьки в соответствие определённым требованиям. Вправе это делать только муниципалитет. Эта неправильная вывеска Как сообщили «АиФ-НН» в департаменте градостроительного развития и архитектуры Нижнего Новгорода вскоре дизайн-код для бизнеса действительно введут на всей территории города. Уже есть дизайн-проекты и утверждённые архитектурно-художественные концепции для улиц Большая Покровская, Варварская, Белинского, Нижневолжской набережной, Бетанкура и Бекетова. На днях директор департамента градостроительного развития и архитектуры Нижнего Новгорода Алла Коновницына заявила: после мониторинга улиц в центре города специалисты ведомства обнаружили 510 несогласованных вывесок. Оказалось, 90% информационных конструкций не отвечают требованиям уже существующего для них дизайн-кода. Так, они должны соответствовать цветовому решению фасада и архитектурно-художественной концепции улицы, размер букв и высота их расположения должны быть единообразными. Также в исторической части города нельзя размещать световые короба, а только объёмные буквы. Написать вывеску латиницей допустимо только в том случае, если бренд зарегистрирован именно так и на это есть свидетельство. «Если раньше предприниматель получал согласование на размещение вывески, то теперь, если она не соответствует разработанному дизайн-проекту для конкретного здания, согласование перестаёт действовать», – объяснила Анна Коновницына. Эти нормативы распространяются не только на вывески, но и на ларьки, малые архитектурные формы, уличную мебель и элементы адресной навигации. А вот компенсировать предпринимателям из бюджета Нижнего Новгорода изменение внешнего вида этих объектов не планируют. Зато штрафы за несоответствие дизайн-коду предусмотрены. Их закрепят в договоре на размещение нестационарного торгового объекта или вывески. При этом муниципалитет согласовывает размещение конструкции в рамках архитектурной концепции города. Но если речь идёт о жилом многоквартирном доме, нужен ещё протокол согласования с собственниками всех помещений в доме. Для этого надо обращаться в ДУК или ТСЖ. Давай оставим всё как есть? Предпринимательское сообщество не в восторге от предстоящих нововведений. «Естественно, предприниматели недовольны, – уверен председатель ассоциации общественного питания Нижегородской области «Есть!» Юрий Попов. – Ранее выданные согласования отменяют. Законопослушные бизнесмены вынуждены опять тратить немаленькие деньги и время. И всё это – на фоне разговоров о поддержке малого бизнеса в крайне непростых нынешних условиях продолжающегося кризиса». Некоторые предприниматели для своих заведений разрабатывали фирменный стиль, на основе которого делали те же вывески. В хорошей дизайн-студии Нижнего Новгорода расценки на такие слуги начинаются от 150 тыс. руб. А теперь всё придётся переделывать под дизайн-код города? «В прошлом году мы всё меняли и приводили в порядок летние веранды кафе, теперь добрались до вывесок и прочего, – рассуждает креативный директор нижегородской дизайн-студии Николай Ткаченко. – Это опять груз затрат для местного бизнеса. Вывеска для кафе обычных размеров — это расходы в 80-120 тыс. руб. Для небольшого, семейного, несетевого бизнеса — расходы серьёзные. Мы же хотим развивать свой, местный, небольшой бизнес? Может быть, нужно перестать изымать из бизнеса ресурсы на нормы, которые меняются примерно раз в два года? Как это часто бывает, хорошие, правильные идеи реализуются настолько топорно и неумело, что хочется попросить оставить всё как есть». По мнению Николая Ткаченко, наводить порядок надо там, где это сделает жизнь горожан чуточку лучше, но не будет стоить денег предпринимателям. Например, убрать сомнительных ростовых кукол и нелегальную торговлю с Большой Покровской, в конце концов, качественно положить гранитную плитку на центральной улице... За всё заплатят простые люди Менять дизайн-код для бизнеса надо постепенно. «Идея привести внешний вид Нижнего Новгорода в порядок изначально хорошая, - считает директор консалтинговой компании Юрий Кузьмичёв. - В этом отношении у нас сейчас полная вакханалия. Вопрос: насколько профессиональны разработчики этого дизайн-кода? Не повлияют ли перемены на узнаваемость бизнеса? Более того, обидно, что люди много лет работали вроде как под изначально согласованными городскими властями вывесками. А теперь им предлагают всё переделать! С удовольствием это сделают только предприниматели, которые задумывались о переформатировании фирменного стиля, или те, кто давно хотел ремонта. Введение дизайн-кода станет толчком для перемен. Но кто за это заплатит? Потребители. Хотим мы того или нет, но все изменения в бизнесе – налоговые, правовые, стилистические – оплачиваются из кармана простых людей. Другое дело, что потребитель у нас в Нижнем Новгороде не особо богат в последнее время, чтобы с него какие-то косвенные поборы делать. Надо придумать какое-то решение, чтобы были учтены интересы города и бизнеса. Как это сделать? Возможно, процесс смены вывесок, обликов нестационарных торговых объектов, должен быть постепенным. Например, в течение пяти лет. Нельзя это делать одним днём».