Не хлебный бизнес - В России массово банкротятся хлебозаводы
«На данный момент нашими долгами занимается новый конкурсный управляющий Бровкин Н.А., пришедший на смену Кузнецову В.Е., который был отстранён за бездеятельность по нашим требованиям, – говорится в обращении бывших сотрудников ООО «Русьхлеб». – Не дали результата и возбуждённые уголовные дела. Лишь наше обращение на прямую линию президента помогло сдвинуть дело с мёртвой точки. Работникам возвратили около 10 млн рублей». Впрочем, ситуация с «Русьхлебом» отнюдь не уникальна. Летом этого года на грани банкротства оказался хлебокомбинат «Назаровский хлеб», расположенный в Красноярском крае. Размер кредиторской задолженности предприятия по состоянию на начало 2017 года составлял 15,2 млн рублей. В начале этого года в Воронежской области обанкротился Калачеевский хлебозавод. А на днях в Нижегородской области арбитражный суд признал несостоятельным АО «Балахнинский хлебокомбинат». Размер требований кредиторов – 100,2 млн рублей. Также в начале октября заявление о банкротстве подала компания «Красноярский хлеб». По экспертным оценкам, только за последние 10 лет в стране прекратили своё существование около 200 хлебозаводов. И, судя по всему, на этом банкротства не закончатся. Сегодня в России работают более тысячи подобных предприятий, большая часть из которых находится не в лучшем финансовом положении. Хлебная отрасль в России, по сути, стала заложницей ещё советской модели. Наша страна чуть ли не единственная в мире, где хлеб производится на крупных предприятиях, а не в маленьких частных пекарнях – большие заводы занимают более 70% рынка. При этом износ оборудования на большинстве отечественных хлебозаводов сегодня составляет 50–80%. Устанавливать же новые линии на гигантские производства – дело недешёвое, модернизация одного такого производства, по словам экспертов, обойдётся в 30–35 млрд рублей. Денег на это у хлебопёков нет: рентабельность в отрасли составляет всего несколько процентов. Это было бы нормально, если бы речь шла о небольшой частной пекарне, но вот для огромного промышленного гиганта такой прибыли оказывается явно недостаточно. В результате хлебопёки нередко уповают исключительно на государственную поддержку. Но бюджетных дотаций в отрасли, как правило, нет. При этом хлебопёки, как производители социально значимого продукта, традиционно оказываются во всех правительственных списках, подразумевающих заморозку цен. Переформатировать бизнес-модель в отрасли теоретически могли бы новые хозяева предприятий – частный бизнес. Но с этим пока, очевидно, не задалось. К примеру, собственником находящегося на грани банкротства «Красноярского хлеба» значился депутат горсовета Виталий Тычинин. Однако выгоды предприятию от этого не было никакой: бизнес-изыскания г-на Тычинина закончились трёхгодичным тюремным сроком за налоговые махинации. Похожая история случилась и на Калачеевском хлебозаводе, где новые собственники набрали кредитов, а рассчитаться по ним не смогли. Галина Юрова, заместитель председателя профсоюза работников АПК: – Хлебозаводы по размерам достаточно большие, потому что хлеб – это социальный продукт, и ещё в советское время были разработаны нормы потребления хлеба. А раз это социальный продукт, то власти держат на него цену. Но практически нигде это не дотируется. То есть считается, что издержки, которые связаны с низкой ценой на хлеб, это как бы болезнь, головная боль самих производителей.