«Все время как на пороховой бочке». Экспансия федералов «убивает» самарских производителей и ретейл?

«Мы пойдем протестовать к дому правительства!» Мини-рынки в формате уличной торговли существовали в Самаре с середины 90-х годов. Как правило, они возникали стихийно и располагались в локациях с хорошим трафиком. Если сначала это был просто самозахват земли, то в середине «нулевых» собственники – операторы рынков – постарались как-то легализовать свое положение и оформить землю.ООО «Спарта» является оператором рынка «Лотос-2» с 2006 года. Договор о передаче земли под временные павильоны без устройства фундамента был заключен с областным министерством имущественных отношений. Затем договор аренды передали департаменту управления имуществом. В 2017 году администрация Самары расторгла договор и попросила освободить занимаемый земельный участок. По плану мэрии, на нем должны были разбить бульвар. «Спарта» неоднократно пыталась оспорить данное решение, последний иск был подан в арбитражный суд Самарской области 29 октября этого года. Жители, предприниматели и продавцы в июле этого года даже записали крайне эмоциональное обращение к президенту России Владимиру Путину с просьбой сохранить торговую площадку. Причем все были согласны с тем, что территорию надо благоустраивать, но разумно. В качестве примера приводили московские рынки, устроенные Собяниным. Примечательно, что именно в 2016 – 2017 гг. в городе началась настоящая экспансия «Магнитов» и «Пятерочек». Около спорного «Лотоса» их было открыто 7 и 6 соответственно. Наискосок, в ТЦ «Аврора-молл» якорным арендатором стал гипермаркет «Лента». Но жители района, а он «рабочий», упорно покупали продукты на мини-рынке. Здесь можно было приобрести свежее мясо и творог, которые привозили фермеры. Печенье, продаваемое в супермаркетах по 60 – 70 рублей за пачку в 200 грамм, на рынке продавали по 140 – 160 руб за килограмм. То есть, при всей внешней непрезентабельности торговых рядов, здесь можно было купить свежие, натуральные и относительно недорогие продукты. что, с учетом падения доходов значительной части населения, было важно для многих. 30 октября этого года, в присутствии сотрудников правоохранительных органов и судебных приставов, техника начала ломать павильоны. При сносе пострадало два человека: охранник рынка получил удар электрошокером, а на женщину, отказавшуюся покидать свою палатку, при демонтаже упал кусок железа. Вроде бы все по закону, но уничтожение «объектов незаконной торговли» оказалось лишь верхушка айсберга. «Власть на наши проблемы никак не реагирует» Еще в конце 2017 года управление ФАС по Самарской области провело проверку объема присутствия торговых сетей в регионе. Ее результаты показали, что значительную долю занимают сетевые магазины. По закону существует норма, которая при превышении установленной доли предполагает введение запрета для федерального ретейла на приобретение и получение новых площадей под магазины. К этой планке Самарская область подошла еще в 2016 году, однако с тех пор темпы экспансии только растут. При этом региональные сети, не выдержав конкуренции, практически все закрылись. Канули в лету «Остап», «Любимый», «Карамель», «Пчелка», «Победа». Закрываются мини-сети из трех — пяти магазинчиков. На данный момент из регионального ретейла в Самаре остался только «Грош» и «9 %». «Пеликан» и входящие в него магазины-кулинарии «Миндаль» принадлежат тольяттинским бизнесменам. Рынки Самары, за редким исключением, выглядят как пришельцы из прошлого. В последнее время с ними развернута активная борьба. С операторами просто не продлевают договора аренды. В качестве альтернативы планируют открывать ярмарки выходного дня с палатками. Что касается мелких стационарных розничных точек, то собственники помещений просто ждут момента, когда можно будет сдать площади в аренду продуктовым или аптечным сетям. Магазины становятся нерентабельными, местные производители не в силах конкурировать с агрохолдингами и федералами. Сергей Кондалов закрыл свою сеть магазинов «Солнышко» в этом году, помещения будет сдавать «Пятерочке». «Такой ситуации, как в Самарской области, нет нигде. Да, я не смог выдержать конкуренции с федеральными сетями. В моих магазинах продавалась самарская продукция, но так как в «Пятерочках» и «Магнитах» цены были в разы меньше, то местные производители стали закрывать производства. Далее, большая часть прибыли, полученной от магазинов, уходила на налоги. Только для того, чтобы заплатить «белую» зарплату работникам, надо отдать 48 % государству. И за этим прокуратура следит строго. Оборудование в торговых залах должно меняться каждые пять лет. Это большие деньги, которых нет, потому что все уходит на налоги. Как можно развиваться в таких условиях, быть конкурентным? В государстве профицит, триллионы лежат в фондах, но продолжают выжимать малый бизнес. По сути, федеральные сети те же перекупщики. Часть продукции они производят под собственными торговыми марками, но большинство продуктов привозные. И самое главное, если местные производители и коммерсанты платят налоги в местный бюджет, то, например, «Тандер» – это оффшорная компания. Так кто на нас зарабатывает? Власть на наши проблемы никак не реагирует, если только на бумаге», – поделился мнением Кондалов. Ольга Чурова владеет двумя магазинчиками (отдельно стоящие объекты). Ассортимент старается делать отличный от того, что продается в рядом стоящем «Магните», по ценам доступный. Она часто сама стоит за прилавком. «Пока держимся. Администрация района в прошлом году продлила аренду, а уж что завтра будет — не знаю. Да, все время как на пороховой бочке, но жить-то надо. Вот, немного обновила фасад (магазин обшит банерной тканью, дешево и быстро – прим. ред). Конкурирую понемногу с «Магнитом», у меня ассортимент печенья и шоколадок лучше, школьники на перемене прибегают. Из местных производителей берем снэки «Рузик». Их практически нет в сетях, а мы продаем, хорошо идут. Конечно, хотелось бы большей определенности со стороны властей», – рассказывает Чурова. «Мне стало страшно – что едят люди!» Любопытно, что количество местных продуктов в «Магнитах», «Пятерочках», «Каруселях», «Перекрестках» и прочих сетях должны быть представлены в объеме не менее 20 % (если данная продукция производится на территории присутствия, прим. ред.). Самарские чиновники отчитываются, что молоко, хлеб и колбасные изделия представлены в сетевом зрителе в достаточном объеме, однако здесь есть доля лукавства. На полках действительно есть самарские продукты, но они произведены на крупных предприятиях. Например, продукция под брендом «Простоквашино» производится в Самарской области, вот только завод является одним из подразделений французской компании «Данон», что в корне меняет дело. Малому бизнесу со своим, будь он хоть сто раз уникальным, продуктом в сеть зайти крайне сложно, по многим причинам. Например, у всех крупных ретейлов существуют очень жесткие правила по объемам и качеству поставляемой продукции. Предприятия, поставляющие продукцию в сеть, раз в год проходят проверки. Инспекторы федеральных сетей осматривают производство и выставляют оценки согласно внутренним стандартам. Как правило, они повторяют требования СанПиНа, дополненные множеством «корпоративных фишек». Практически все самарские производители так или иначе могут адаптировать производственный процесс под предъявляемые требования, но вот обеспечить необходимый объем может не каждый. И не каждый может отдавать продукцию по тем закупочным ценам, которые предлагают в федеральных сетях. Торговая сетевая наценка может доходить до 80 %, а значит, предприятие будет отгружать продукт практически по себестоимости, чтобы быть конкурентоспособным. Чтобы получить прибыль хотя бы за счет оборота, нужно продавать большие объемы, что невозможно без рекламы и маркетинга, на которую необходимо тратить несколько миллионов в год. Эти расходы также ложатся на производителя. Необходимо оплачивать мерчендайзеров – примерно 300 тыс. рублей в месяц, которые будут контролировать наличие и выкладку товара в сетях (сами сети этим, как правило, не заморачиваются, если штрафные санкции не прописаны в договоре, прим.ред.). Регионалы предъявляют меньше требований, но полки в их магазинах тоже «не резиновые». За то, чтобы продукт взяли, производитель просто платит сетям. Например, чтобы завести в продажу пельмени одного вида, нужно отдать от 120 тыс. рублей. Чем выше конкуренция, тем больше плата за вход. Иногда суммы доходят до нескольких миллионов. Причем платить «листинг» приходится каждые полгода. Обязательно участие в маркетинговых акциях, проводимых сетью. И конечно, необходимо проводить самостоятельные рекламные компании, бюджеты которых не одна сотня тысяч рублей. Если продукт не продается – вас заменят на другого производителя, без возмещения затрат, разумеется. Что касается ценообразования, то оно не сильно отличается от федералов. Максимальная сетевая накрутка (до 60 %, при.ред.) – минимальная прибыль производителя. Все расходы, в том числе рекламу, маркетинг, листинг, производитель, естественно, включает в себестоимость продукта. При этом получается «вилка»: невозможно делать качественный продукт и отдавать его в сеть по цене ниже себестоимости. А с учетом надбавок ретейла, покупатели просто не смогут купить продукцию местных производителей. Единственным более или менее приемлемым форматом оставались мини-сети, розничные магазинчики и рынки, где торговая наценка составляет, как правило, не более 20 %, объемы регулируются самим производителем, за место на полке платить не надо и рекламная компания – на собственное усмотрение. Сергей Кондалов был не только собственником сети магазинов «Солнышко», но и производил мясные полуфабрикаты. Его тоже пришлось выставить на продажу. «У меня было мясоперерабатывающее производство, где производилась вся номенклатура полуфабрикатов. Продавал и в рознице, и в своей сети магазинов, примерно по 10 тонн в месяц. Потом началась экспансия федералов, местные магазины закрылись, объемы сначала упали до 2 тонн, а потом я закрыл производство, потому что стало нерентабельно. В сети мы заходить не стали, от нас потребовали какие-то нереальные деньги. Поэтому реализовывали продукцию через свою сеть и через розницу. Сам ездил, договаривался. Пока не было сетей – держались. Но с демпингом справиться не удалось. Например, себестоимость моих пельменей была около 200 рублей. Я их из мяса делал, хороший качественный продукт. В сетях то же килограмм пельменей продавали по 50 рублей за килограмм. Боюсь даже предположить, из чего их делали. Потому что не может мясо столько стоить! Тем не менее, уровень жизни населения таков, что покупали дешевое. Мою продукцию, кстати, до сих пор вспоминают и жалеют, что больше не привожу.Я вложил в оборудование и производство около 15 млн рублей. Теперь не могу даже продать цеха, конкурировать с агрохолдингами желающих нет. У меня работало 25 человек, сейчас они безработные», – рассказал он. Собственник ТМ «Домолеп» Александр Тихонов открыл свое производство пельменей и полуфабрикатов недавно. Он хотел основать семейный бизнес, и при этом мечтал накормить качественными продуктами жителей Самары. «Я приехал в офис «Перекрестка», предложил свой прайс. Менеджер накинул сверху 70 % и цена килограмма пельменей зашкалила за 500 рублей. Они бы еще 150 % сверху накручивали. Сети хотят получить максимально дешевый продукт, но тогда в нем не будет мяса, будет сплошная химия. Я был на выставке в Москве, где присутствовали практически все производители, и все бьются над тем, как удешевить продукт. В ход идут требуха, кожа и специальный порошок. На выставке было очень много компаний, предлагавших нам порошки со вкусом говядины, свинины и прочим; конкретные каталоги, с подробными инструкциями. То есть покупатель получает пельмени и колбасу не из мяса, а со вкусом мяса. И эта схема производства поддерживается крупнейшими агрохолдингами. Мне стало страшно – что едят люди! Регулярное употребление такой продукции приводит к онкологическими заболеваниям, но люди вынуждены покупать «химию», потому что денег нет, а что-то есть надо. Я свою продукцию продаю через розничные магазины. Там тоже есть дешевая продукция, но тем не менее, мои пельмени знают и берут. Пока выходом является интернет-магазин, через соцсети продаю нормальные объемы», – поделился своим опытом Тихонов. По его мнению, сокращение розницы достигло максимума, и теперь процесс должен пойти вспять. В Самаре появляются люди, готовые открывать магазины с качественной, натуральной едой. Потребность в хороших продуктах в Самаре есть. «Альтернатива федеральному ретейлу должна быть» Выходом могло бы стать создание муниципальных торговых сетей, унифицированных, направленных на поддержку местных производителей. Такие программы уже реализуются в некоторых городах России. И такой подход поддерживают местные жители. Возможно, была бы уместна и кооперация самих бизнесменов. Такого мнения, например, придерживается генеральный директор агентства «АКМ» Сергей Беседин. «Мы выводили на самарский рынок крупного московского производителя. Он пошел по пути создания сети собственных фирменных магазинчиков. Это дало хороший результат. В Самаре так действуют две компании – «Ермолино» и «Фабрика качества», но они производят только полуфабрикаты из мяса. К тому же, это большие фабрики, они могут себе позволить такой подход. Более мелким производителям, с другим ассортиментом, возможно, стоит объединиться и открывать кобрендиновые продуктовые магазины. Здесь какую-то помощь могла бы оказать городская администрация. Альтернатива федеральному ретейлу должна быть обязательно», – поделился он мнением с «ФедералПресс». А руководитель консалтинговой группы «Другие решения» Сергей Щербак, считает, что война двух форматов выльется в новые формы торговли. Крупный ретейл прекрасно осознает существующие проблемы местных производителей. «Уровень удовлетворенности населения сетевыми магазинами далеко не 100 %. Проблема в том, что они в большей степени нацелены на высокую маржинальность, «отжим» производителей. Поэтому они вынуждены работать с крупными поставщиками, которые могут дать им существенные скидки. А с небольшими производителями у них работать не получается. 60 дней отсрочки платежей за поставленный товар, участие в маркетинговых акциях для местного производителя очень накладно, практически убийственно. Небольшой бизнес стремиться реализовать продукт через локальные точки – небольшие магазины у дома, тонары, маленькие местные сети. Казалось бы, федеральный ретейл должен был всех выжить, но за счет ограниченного ассортимента они теряют потребителя. Глубина полки, то есть представленность брендов небольшая, к качеству тоже вопросы. Особенно это касается фреша. Покупатели заполняют вакуум за счет рынков, магазинчиков. Хочешь хороших конфет, овощей, фруктов — идешь на оптовку, рынок. Получается так, что сейчас существует два формата, которые стремятся друг друга уничтожить. Но не могут и вынуждены сосуществовать. При этом крупный ретейл проблему осознал и пытается ее решить. Например, в «Пятерочке» появляются специальные «острова», где торгуют продукцией местных мелких производителей – молочка, овощи — фрукты, пиво. Они стремятся срастить эти форматы. Пока все на уровне экспериментов, но такое решение имеет место быть», – поделился мнением Щербак. Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин

«Все время как на пороховой бочке». Экспансия федералов «убивает» самарских производителей и ретейл?
© РИА "ФедералПресс"