Спасет ли искусственный интеллект?

И объем промпроизводства, и товарооборот, да и инвестиции увеличились на 50%. Но потом последовало глубокое размышление: «Может лучше, когда правительство вообще ни во что не погружается, но мы точно еще не находимся в той стадии развития экономики в нашей стране, когда правительство может быть сторонним наблюдателем экономических процессов». Вопрос, надо ли «погружаться», действительно непростой, но там для себя, похоже, его решили. На днях премьер опубликовал перечень поручений, посвященных ускорению экономического роста, куда вошли проекты, обсуждавшиеся два последних года. Похоже, это попытка заполнить вакуум, образовавшийся в верхах из-за отсутствия стратегии развития. Но вдруг это и впрямь план прорыва? Один из ключевых в документе - законопроект Минфина о соглашениях о защите капвложений. Он описывает порядок предоставления инвесторам гарантий на срок реализации инвестпроектов. Многие боятся вкладывать деньги в России, поскольку сегодня в стране одни правила, завтра власти придумают другие, и капиталы могут накрыться. Чтобы прогнать страхи, в Минфине придумали заключать специальные соглашения с бизнесом, где власти обязуются не менять для участников договоренностей условий налогообложения, тарифов и т. д. Задумка вроде бы правильная, но почему-то вице-премьер Д. Козак сразу заявил, что она содержит коррупционные риски. Представим картину. Крупный предприниматель и большой чиновник садятся договариваться о государственных гарантиях сохранения вложенных денег. Какие условия может выдвинуть столоначальник якобы от имени государства? Да любые! Вплоть до политических. И при этом имеет полную возможность не забыть и себя любимого - кушать-то всем хочется. Все это утрясание взаимных интересов будет происходить уже на законных основаниях, не придется опасаться появления бдительных стражей порядка. Дмитрий Козак подчеркнул, что законопроект предполагает избирательный подход при предоставлении господдержки, а это грозит бюрократизацией и нарушением принципов конкуренции. Да и выбор партнеров для соглашения непонятен, поскольку документы, предоставляемые инвестором, могут содержать оценочную информацию. Все это чревато злоупотреблениями... Короче, надо создать общий механизм гарантий для всех инвесторов, а не договариваться с ними индивидуально. Здесь-то и будет главный тормоз: для всех предпринимателей правительство гарантий не напасется... Всего в подписанном премьером перечне 28 поручений, и практически к каждому возникают каверзные вопросы и претензии. Пунктом девятым записано поручение представить «предложения по повышению доверия бизнеса к правоохранительной и судебной системам». С середины 90-х всеми средствами давили и доили бизнес, и вдруг настало время взаимно доверять! Еще забавнее поручение Минэкономики, Минкомсвязи и Минфину создать за год единую цифровую платформу поддержки принятия решений в системе стратегического управления. Речь о том, что некий искусственный интеллект поможет чиновникам решать задачи, связанные с бюджетным и стратегическим планированием. Какой огромный груз вдруг свалится с так называемых управленцев из правительства! Не надо будет напрягать ум, потеть и мучиться - все это возьмут на себя суперкомпьютеры. Ура! Но зачем тогда налогоплательщикам содержать такую армию чиновников?! А куда заведет страну выпущенный на волю «искусственный интеллект» - это уже сюжет для мрачных фантазий. Так выглядит в рамках экспресс-анализа программа «ускорения экономического роста». «Набором из 28 поручений ничего не изменить. Нужен комплекс мер. Это сработает, если не будет сведено к точечным и политическим действиям», - считает эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Владимир Сальников. Но ряду его коллег даже такой комментарий показался слишком оптимистичным. А вдумчивых граждан все гложут сомнения: надо ли нынешнему правительству заниматься экономикой? Не заменит ли его искусственный интеллект? Алексей Воробьев. Фото government.ru

Спасет ли искусственный интеллект?
© Мир новостей