Наибольший дефицит мощностей портовых мощностей ожидается в сегментах перевалки угля в Балтийском бассейне и зерна в Азово-Черноморском бассейне

«Основное увеличение мощностей ожидается в результате строительства специализированных угольных терминалов на Дальнем Востоке, реализации инвестиционных проектов на участках Северного морского пути (в частности, ожидается реализация крупных СПГ-проектов) и развития порта Тамань», – сообщают авторы исследования. Увеличение грузопотоков на ряде направлений привело к развитию портовой инфраструктуры, а оно, в свою очередь, вызвало недостаток портовых мощностей. Эксперты EY провели опрос участников рынка для определения направлений и грузов, по которым ожидается дефицит и профицит портовых мощностей. Согласно результатам опроса, наибольший дефицит мощностей ожидается в сегментах перевалки угля в Балтийском бассейне и зерновых грузов в Азово-Черноморском бассейне. На Дальнем Востоке может возникнуть недостаток перевалочных мощностей в сегментах перевалки угля и грузов в контейнерах. На Балтике, помимо угля, есть вероятность дефицита терминалов по перевалке минеральных удобрений. Однако на ряде грузов и направлений участники рынка указывают на избыток мощностей. Наибольшее число респондентов ожидают профицит в сегменте перевалки контейнеров в Балтийском бассейне. Также отмечается излишек мощностей по перевалке нефти и нефтепродуктов в Балтийском и Азово-Черноморском бассейнах. Для того, чтобы устранить дефицит мощностей на рынке, реализуется ряд инвестиционных проектов по строительству и реконструкции портовых терминалов. К примеру, в октябре прошлого года правительство РФ распорядилось заключить концессионное соглашение по строительству угольного терминала «Лавна» в морском порту Мурманск. В настоящий момент ведется строительство угольного терминала мощностью 18 млн т в год (с выходом на плановую мощность в 2021 г.). Однако некоторые участники рынка указывают на возможные сложности с привлечением грузовой базы в результате снижения спроса на уголь в Европейском союзе. Эксперты исследования отмечают, что модель порта «Лавна» может лечь в основу сухогрузного района порта Тамань, где к 2024 году планируется создание терминалов по перевалке грузов различной номенклатуры проектной мощностью 66,9 млн т в год. Сейчас проект находится на стадии обсуждения и согласования. Планируется строительство двух угольных терминалов, зернового терминала, терминала по перевалке металлических грузов, терминала по перевалке минеральных удобрений и прочих. Также в порту Тамань ведется строительство терминала навалочных грузов на 35 млн т в год и разрабатывается проект строительства зернового терминала мощностью 14,5 млн т в год. Что касается Дальнего Востока, здесь прирост мощностей произойдет преимущественно за счет создания и развития терминалов для перевалки угля, на которые будет приходиться 103,5 млн т из 130,7 млн т, запланированных к вводу к 2024 году мощностей. В бухте Мучке (порт Ванино) строится угольный терминал, мощность которого к 2024 году составит 24 млн т в год. В порту Восточный на завершающей стадии находится строительство третьей очереди угольного терминала АО «Восточный Порт» мощностью 17,2 млн т в год. Еще два крупных угольных терминала – ООО «Порт «Вера» и ООО «Морской порт «Суходол» – строятся в акватории порта Владивосток. Мощность первого к 2020 году может составить 2,2 млн т, мощность второго к 2021-му составит 12 млн т в год. Значительный рост мощностей ожидается также в сегментах производства и перевалки сжиженного природного газа.

Наибольший дефицит мощностей портовых мощностей ожидается в сегментах перевалки угля в Балтийском бассейне и зерна в Азово-Черноморском бассейне
© РЖД-Партнер