Войти в почту

«Почему жители должны увеличивать прибыль частных компаний?» Тарифы Вексельберга утопят Самару в социальном протесте

Кто отвечает за тепло? В настоящее время в Самаре разработана и утверждена приказом министерства энергетики № 506 от 8 июня 2017 года схема теплоснабжения города до 2032 года. В ней дан подробный анализ существующего положения, предполагаемые инвестиционные программы и направления развития. Согласно схеме, основными источниками централизованного теплоснабжения являются источники ПАО «Т Плюс» (входит в ГК «Ренова», бенефициаром которой является Виктор Вексельберг, прим. ред.). В частности, Самарская ГРЭС, в состав которой входят Привокзальная и Центральная отопительные котельные, Безымянская и Самарская ТЭЦ. Кроме того, ПАО «Т Плюс» осуществляет деятельность по передаче и распределению тепловой энергии по магистральным и распределительным тепловым сетям, эксплуатация которых осуществляется производственным предприятием ПАО «Т Плюс» – ОАО «ПТС». Эксплуатацию внутриквартальных тепловых сетей осуществляет ОАО «Предприятие тепловых сетей», включающих трубопроводы теплоснабжения и горячего водоснабжения, паро- и конденсатопроводы, тепловые камеры, насосные станции и центральные тепловые пункты с соответствующим оборудованием. Кроме вышеперечисленных, теплоснабжение ряда кварталов Самары осуществляется от 103 котельных, в том числе 43 ведомственных и 60 муниципальных. К 2031 году, если не принимать никаких мер, практически все теплосети будут работать на грани отказа. Для обеспечения нормальной работы теплосетей, кроме перекладки старых труб и строительства новых, необходимо поменять саму систему теплоснабжения. Согласно ФЗ «О теплоснабжении», с 1 января 2022 года запрещено использование открытых систем теплоснабжения (а они сейчас в Самаре в большинстве, прим. ред.). По оценке, представленной в схеме, на это потребуется порядка 2 млрд рублей. Что касается перекладки трубопроводов, то срочной реконструкции требуют 350 км сетей, на что необходимо потратить около 20 млрд рублей. В целом до 2031 года на эти нужды планируется потратить около 30 млрд рублей. При этом, уже сейчас число аварий на теплосетях Самары растет катастрофическими темпами. В течение отопительного сезона 2018 – 2019 годов зафиксирован рост аварий на магистральных теплопроводах диаметром 400 мм и 1000 мм. В декабре прошлого года было зафиксировано 292 случая, в январе этого – 52. В целом за год в Самаре было выявлено 2 тысячи дефектов. «Затраты +» и виртуальная альтернатива Сегодня все тепло снабжающие организации работают по схеме «затраты +». Прежде чем устанавливать тарифы для населения на следующий год, в департамент ценообразования и тарифов предоставлялся отчет о затратах за прошлый год, в том числе, зарплаты, содержание, ремонт и модернизация оборудование, затраты на топливо, предполагаемую прибыль. Аппетиты РСО были ограничены госконтролем, а для каждого региона устанавливались свои предельные ставки. Выпадающую прибыль компенсировали перекрестным субсидированием. При этой схеме расходы на ежегодные ремонты труб были выгоднее, чем строительство новых теплотрасс. Чем выше ежегодные затраты РСО, тем выше будет тариф, причем изношенность теплосетей становилась источником постоянного дохода (новые трубы ремонтировать-то не надо). Однако количество аварий становится экономически невыгодной для региональной экономики и грозит социальными протестами (что совсем не вписывается в KPI губернаторов при составлении рейтингов). Инвестпрограммы учитываются при составлении обоснования для установления тарифа региональным министерством энергетики и ЖКХ. Например, согласно приказу минэнерго Самарской области от 29 сентября 2017 года № 301 об утверждении скорректированной инвестиционной программы филиала «Самарский» ПАО «Т Плюс» на период 2015 - 2019 годов было запланировано на техническое перевооружение потратить около 17 млн руб., на строительство новых объектов системы централизованного теплоснабжения (не сетей) – 23 млн рублей. В целом, на реконструкцию или модернизацию, планировалось затратить около 7 млрд рублей. Дополнительно, в период с 2015 по 2018 гг. ЗАО «ПТС» собирались инвестировать 412 млн рублей. Для сравнения, на тот же период по Тольятти общие затраты на инвестиционные программы составили 5 млрд руб., в Новокуйбышевске – 1,5 млрд руб., в Сызрани – 826 млн руб. Как выяснили депутаты губернской думы на заседании общественной комиссии комитета по ЖКХ, ТЭК и охране окружающей среды, инвестиционная программа «Т Плюс» систематически не выполнялась. В 2015 году было запланировано работ в объеме 1,59 млрд рублей, выполнено – 589 млн руб. (37 %); в 2016 году – запланировано 2,76 млрд руб., выполнено – 576 млн руб. (22 %); в 2017 году – запланировано 2,55 млрд руб, выполнено – 1,97 млрд руб. (78 %). В целом, за три года объем исполнения инвестиционной программы составил 46 %. Отчет о реализации инвестпрограммы за 2018 год в открытом доступе отсутствует. Правда, генеральный директор филиала «Самарский» ПАО «Т Плюс» Александр Гришатов сообщил, что по прогнозам на реконструкцию и модернизацию в 2018 году было выделено более 2 млрд рублей, исполнено примерно 90 %. По его словам, в 2016 году было переложено около 30 км теплосетей, в 2017 году – 61 км, в 2018 году – 60 км. Но для того, чтобы реконструировать всю систему трубопроводов в Самаре требуется 23 млрд руб, привести в порядок область – еще 30 млрд руб. И таких денег у «Т Плюс» нет. По мнению Владимира Василенко, первого заместителя главы Самары, решением могло бы стать применение схемы «альтернативная котельная». Это решение руководство «Т Плюс» поддерживает. При расчете по методике «альтернативной котельной» берется виртуальная возможность строительства нового теплоисточника и теплосетей, сравнивается с тем, что уже есть на данной территории, и исходя из стоимости этой гипотетической котельной со всеми затратами формируется тариф. При этом реально никто ничего строить не собирается. Предельные цены для конечного потребителя устанавливает департамент по ценообразованию и тарифам региона. Одновременно в пилотных регионах формируется пул единых теплоснабжающих организаций (ЕТО). Согласно правилам, установленным министерством энергетики РФ, они должны обладать собственными мощностями по производству теплоэнергии и теплосетями. Логично, ЕТО будет выбираться из крупных генерирующих компаний. К 2020 году стоимость теплоэнергии планируют довести до рыночного уровня. При этом тарифы будут устанавливаться минимум на 10 лет. Полученная в течение этого времени прибыль, согласно теории создателей, и будет стимулировать инвесторов вкладывать деньги в отрасль. При этом значительное снижение издержек в случае проведения реконструкции не будет являться поводом для пересмотра тарифов. Зато рост тарифа, с учетом повышения цен на топливо, предусмотрен. Теоретически, правительство региона может ограничить верхний предел для ЕТО, но полностью контролировать ситуацию не будет. Для снижения протестного настроения населения тарифы «альтернативной котельной» могут вводить постепенно, в течение нескольких лет. На сколько вырастут тарифы? На сайте Министерства энергетики РФ есть возможность рассчитать стоимость тепла для конечного потребителя. Например, ПАО «Т Плюс» в 2019 году установил следующие тарифы (среднее значение) для Самары – 1361 руб. / Гкал. В случае применения методики расчета «альткотельной» стоимость выросла бы на 24 %. Для Тольятти (Центральный и Комсомольский районы), Сызрани и Новокуйбышевска – 1172 руб. / Гкал. В случае применения методики расчета «альткотельной» стоимость выросла бы на 37 %. Введение новой рыночной модели настораживает многих экспертов. Директор «Центра развития бизнеса» Юлия Коротаева считает, что это очень спорный путь, который может привести к совершенно неожиданным результатам. «Фактически, все будет также, только дороже и непрозрачнее. Больше никто никаких тарифов на государственном уровне регулировать не будет. Стоимость своих услуг ЕТО будет определять самостоятельно в одностороннем порядке. Строить никакие альтернативные котельные не будут, но на основе этих «виртуальных» затрат будет утверждаться предельный уровень тарифов для всех источников в городе. Каким образом данная методика будет способствовать притоку инвестиций – не ясно. Предлагаемые нововведения направлены, прежде всего, на повышение тарифов в 1,5 – 2 раза и наделение ЕТО безраздельными полномочиями. Среди лиц, принимающих решения, отсутствуют, в первую очередь, представители потребителя. Данные предложения о реформировании и привлечении инвестиций не имеют ничего общего с решением проблем отрасли, таких как сокращение издержек, повышение эффективности организационного управления. Основным препятствием притока инвестиций являются не низкие тарифы, а неопределенность правовой, технической политики, непрозрачность финансовых потоков, нецелевое использование денежных средств, практически полная закрытость производственных, финансовых показателей энергокомпаний. Именно эти и некоторые другие факторы привели к утрате доверия инвесторов, а не существующие тарифы», – считает Коротаева. Если оплата услуг ЖКХ в семейном бюджете станет более 15 %, это приведет к социальному недовольству. С учетом того, что у большинства населения еще и кредитное обременение, возрастет число неплательщиков. «Почему жители должны увеличивать прибыль частных компаний? Сколько я работаю в сфере ЖКХ, все время что ищут пути не улучшить качество услуг населения, а просто изобрести новые схемы повышения тарифов. На мой взгляд, такого допустить нельзя, народ просто взбунтуется. Нам хватило «мусорной» реформы», – поделился мнением с «ФедералПресс» директор юридической компании «Право и ЖКХ» Вячеслав Мещеряков. Кто-то уже сразу выбирает жилье без подключения к центральному отоплению. «В Самаре беда с коммуникациями, которые десятилетиями не меняют. Очень высок износ сетей, к которым присоединяют все новые и новые объекты. Вместе с тем, новые мощности и сети не появляются, а ремонт и замена ведется несвоевременно и зачастую по случаю аварии (вспомните чрезвычайную ситуацию на Ташкентской прошлой зимой). Подходов к улучшению ситуации немного, но выбранный у нас не улучшит ситуацию ни с самими рисками для теплоснабжения и ГВС, ни с тарифами. У ресурсоснабжающих организаций нет никаких мотивов и стимулов для повышения энергоэффективности и привлечения инвестиций в сети. А зная порочную практику списывать всё подряд в себестоимость и отсутствие внятного контроля - мы получим ежегодный прирост тарифов и ухудшение ситуации. Если в тариф частным организациям включают инвестиционную составляющую, возникает простой вопрос: а почему этим не занимается муниципалитет самостоятельно? Привлечь кредит может и сам город. Тут хоть какой-то контроль возможен и формат муниципального предприятия это позволяет реализовывать лучше, кроме того - это собственность города и у него нет цели извлечения прибыли», – считает Владислав Бандуров, кандидат экономических наук. Фото: ФедералПресс / Евгений Коротаев

«Почему жители должны увеличивать прибыль частных компаний?» Тарифы Вексельберга утопят Самару в социальном протесте
© РИА "ФедералПресс"